Home Історія Еврейские святыни Бердичева Святой Либер Элиэзер

Святой Либер Элиэзер

23531
0
SHARE

Либер Элиэзер Великий (1667-1771) – раввин-проповедник, проживавший в Бердичеве в XVIII веке во времена зарождения хасидизма.

Либер Элиэзер проживал в Бердичеве в ХVIII веке, во времена зарождения хасидизма. К сожалению, точных сведений об этом человеке, кроме пересказов, почти не сохранилось.

Либер Элиэзер родился в 1667 (5427) году. По легенде, в село Быстрик, что находится рядом с Бердичевом, прибыл отец Либера раввин Авроом из Кракова, спасаясь от шведского вторжения в Польшу (1655-1658 гг.). Вскоре отец умер, в Либера больше никого не осталось из родни. Он остался жить в Бердичеве, где его никто не знал, и предпочел уединение. Он избегал людей, все свое время посвящал занятиям каббалой и получил весомые знания в этой сфере.

Любовь к каббале в роду у Либера смело могла считаться наследственной. Среди своих предков молодой человек числил таких знаменитых каббалистов, как раввин Натан Шапиро из Кракова, Шимшон Остропольский и Иехил-Михл Немировский. Оба последних пали мучениками за веру во время казацкой резни 1648 года. Народ смотрел на Либера, точно на святого угодника, которому Бог, приблизив его к себе, открыл свои пути. Из уст в уста передавалась легенда о том, как его прадед, каббалист Натан Шапиро, является ему каждую ночь с того света, чтобы наставлять в каббале. Народ уверовал в могущество Либера и прислушивался к каждому его слову.

Либер ежедневно уходил далеко за город и там, в полном уединении, творил молитву. Об этой его привычке сохранилась целая легенда. Однажды князь, владелец города, как повествует легенда, проезжал через лес и, увидев еврея, молящегося под деревом, подозвал его к себе. Либер не тронулся с места. Рассердился князь и повелел кучеру бить и истязать еврея за непослушание, но тот будто не чувствовал боли и продолжал молиться с прежней сосредоточенностью. Князь был поражен столь беспредельной привязанностью человека к Богу и возвратившись домой, послал за Либером, желая загладить перед ним свою вину. Тот с большим достоинством объявил, что простит его лишь при одном условии: если князь пообещает подарить еврейской общине место, на котором он, Либер, молился, с тем чтобы построить там синагогу. Князь согласился, и на этом месте была построена большая синагога, которая находилась в центре города, изменившего свои очертания. Эта синагога, расположенная в Старом городе, просуществовала до периода немецко-фашистской оккупации.

Либер вел смиренную жизнь праведника. Встречая во время уединенных своих прогулок за городом заблудившуюся корову или козу, он собственноручно приводил животное к хозяину. Часто посещал лавки, следя за тем, чтобы покупателей не обмеривали и не обвешивали.

В это же время странствовал по городам Подолии и Волыни Бааль Шем Тов, распространяя свое учение. Заезжая в Бердичев, он обычно останавливался в доме Либера. О нем Бешт отзывался так: “Бывают праведники, которым дарует откровение пророк Илия; с Либером происходит обратное: это он дарует откровение пророку”. Либер, со своей стороны, высоко почитал Бешта, хотя и не принадлежал к кругу его учеников и официально не сделался хасидом: в “синагоге Либера” (это название она сохраняла и век спустя) молились и молятся по ашкеназскому (миснагедскому), а не по хасидскому обычаю. Глубокое уважение Либера к Бешту, по преданию, укрепилось еще больше после смерти последнего. Только тогда вполне обнаружилось величие создателя хасидизма. Бесхитростная хасидская легенда рассказывает, что в первое время после смерти Бешта Либеру перестала являться по ночам тень прадеда, Натана Шапиро, для обычных наставлений в каббале. Тогда он отправил своего сына Иехила в Краков, на могилу прадеда, чтобы спросить того о причине внезапной немилости. Иехил привез ответ: по случаю кончины Бешта в знак траура на 30 дней закрылась “верховная” (небесная) академия, откуда рабби Натан спускался к правнуку.

С тех пор Либер стал ближе к хасидизму. Субботними проповедями в синагоге он старался подготовить народ к восприятию нового учения, к вере в него, и оно скоро утвердилось среди его слушателей, не встретив никаких особых препятствий.

Раввин Либер стал проповедником (“магидом”) Бердичевской еврейской общины, жители прозвали его Великим.

После смерти Либера в Бердичеве не осталось проповедников такого уровня уважения. Лишь спустя полтора десятилетия в Бердичев приезжает раввин Леви-Ицхак Бен Меир. В первое время он еще встречал некоторое сопротивление со стороны сторонников раввина Либера, но ему скоро удается обратить этих на половину мистиков к хасидизму. Внук Либера впоследствии становится одним из адептов раввина Леви-Ицхака.

sviatyni_18
Могила раввина Либера Великого. Фотография из книги “Photographing the Jewish Nation Pictures from S. An-sky’s Ethnographic Expeditions”.

Умер раввин Либер Элиэзер в 1771 году – на 104 году жизни – в Бердичеве во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в то время на Волыни. В городе умирало так много людей, что живые не успевали совершать захоронения умерших согласно установленного обычая и хоронили их в больших братских могилах. По преданию, раввин Либер, чувствуя приближение смерти, позвал к себе четырех евреев и пообещал им место в загробном мире (Olam haBa) за то, что они проведут его захоронение по всем канонам в индивидуальной могиле, а не бросят в общую могилу. Либер умер, и сразу после его смерти эпидемия чумы утихла.

Похоронен раввин Либер на старом еврейском кладбище (ныне не существует), на котором был похоронен и его отец раввин Авроом. За могилой постоянно присматривали, она сохранилась нетронутой до конца 20-х годов XX века. На надгробной плите можно было прочесть надпись на идиш (перевод на русский Леонида Когана):

В году <5>531 <1771>. /
Памятник на могиле умершего /
в эпидемию. Проповедник /
великий, предсказывающий /
на благо, и толкователь
глубокий, / и знающий,
благочестивец скромный, /
в[еликий] н[аставник],
знаменитый / у[читель
наш] Элиэзер-Либер / с[ын]
у[чителя нашего] Авраама
б[лагославенной] п[амяти]

sviatyni_19
Еврейское кладбище, 1913 г. На переднем плане – старая груша, которая была символом кладбища. Под грушей – могила раввина Либера Великого. Фотография из книги “Photographing the Jewish Nation Pictures from S. An-sky’s Ethnographic Expeditions”.

В 1913 году в Бердичеве побывала этнографическая экспедиция под руководством петербургского ученого Семена Акимовича Ан-ского (псевдоним Шлойме-Занвл Раппопорта). В состав экспедиции входил фотограф Соломон Борисович Юдовин (1892-1954), который и сфотографировал могилу раввина Либера.

В начале 30-х годов XX века по распоряжению местных властей еврейское кладбище снесли, на его месте создали парк отдыха. Была уничтожена и могила раввина Либера.

sviatyni_28
Могила святого Либера Элиэзера на территории парка отдыха, 2016 г.

Спустя полвека – в 80-х годах – еврейская община Бердичева восстановила могилу раввина Либера Элиэзера. Сейчас она подымается в городском парке рядом с входом со стороны улицы Шевченко (но не в том месте, где на самом деле она находилась). На могиле установлено надгробие с железобетона, на котором установлена стела с соответствующей надписью.


 

Saint Lieber Eliezer

Lieber Eliezer the Great is a rabbi-preacher, living in Berdichev in the 18th century in the early days of Hasidism.

Lieber Eliezer was born in 1667 (5427). According to the legend, Lieber’s father, Rav Avraham, had fled from Krakow to the village of Bystrik, which is situated near Berdichev, probably during the Swedish invasion of Poland (1655-1658). Soon he died and Lieber left alone without any relatives. He lived in Berdichev where nobody knew him and preferred solitude. He spent almost all his time learning Kabbalah and gained good knowledge in that aria. It’s not surprising as he had such ancestors as renowned Cabbalists Rav Nasan Shapiro from Krakow, Shimshon of Ostropol and Yechiel-Michl of Nemirov. People thought that God brought Lieber closer to Him and opened His ways. Everybody knew the legend that Lieber’s great-grandfather Nasan Shapiro appeared every night to teach Lieber the secrets of Kabbalah. Jews believed in Lieber’s power and listened to every word he said.

Every day Lieber left the town, praying in a lonely place. There is a legend about it. One day Prince, the owner of this town, saw a Jew praying under the tree in the forest. He called him but Lieber didn’t move. Prince got angry and ordered to punish that Jew. But Lieber seemed not to feel the pain and kept praying. Prince was struck of such devotion to God. Returned home he sent for Lieber. He wanted to apologize. But Lieber wished Prince to give the place of his prayer to the Jewish community for building a big synagogue. Prince agreed. And there was a big synagogue at that place at the centre of Berdichev, which existed till the Nazi’s occupation.

Wondering around the forest at night, Lieber met a cow or a goat that had strayed away from their owners during the day and he could drive the animals back to Berdichev.

Rav Lieber always revered the Baal Shem Tov, who often stayed at Lieber’s home while travelling around Volyn and Podoliya. But he never followed his path of Hasidism. His awe of the Baal Shem Tov increased dramatically after the Baal Shem Tov’s passing when Nasan Shapiro, who appeared every night to study with Rav Lieber, suddenly stopped coming. Rav Lieber sent his older son, Rav Yechiel, to the grave of his great-grandfather in Krakow to inquire what happened.

Since that time he had become closer to Hasidism and tried to prepare the Jewish people to accept the new teaching.

Rav Lieber became the Maggid of Berdichev. The Jewish community and inhabitants named him the Great.

Lieber Eliezer enjoyed an extremely long life, passing away in 5531/1770, aged 104, during a violent plague which was killing so many that survivors were afraid to bury them according to halacha and interred them in mass graves. Calling four people to him, Rav Lieber promised them a place in Olam Haba if they would perform all the customs of interment on him and bury him properly instead of throwing him into a mass grave. He then passed away and the plague abruptly ceased.

Rav Lieber is buried in the old Jewish cemetery (now doesn’t exist). His grave was kept till the 20s years of the 20th century. After half a century, in the 80s years, the Jewish community restored his grave. Now it is situated in the central part of the Park, not far from the entrance from Shevchenko Street.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here