Домой Пректы Личности земли Бердичевской Либер Элиэзер Великий

Либер Элиэзер Великий

1155
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Либер Элиэзер Великий (род. 1667, Краков (?), Речь Посполитая — ум. 16 ноября 1770, Бердичев, Речь Посполитая) — раввин-проповедник, проживавший в Бердичеве в ХVIII веке во времена зарождения хасидизма.


1911_liber1

К сожалению, точных сведений об этом человеке, кроме переводов, почти не сохранилось.

Либер Элиэзер родился в 1667 году (5427 по иудейскому календарю) в семье раввина Авроома. По легенде, в село Быстрик, что находится неподалеку от Бердичева, из Кракова (Речь Посполитая), спасаясь от шведского вторжения (1655-1658 гг.), Прибыл отец с Либером. Вскоре отец умер, в Либера больше никого не осталось из родни. Он остался в Бердичеве, где его никто не знал, уединился. Он избегал людей, все свое время посвящал занятиям Каббалой[1], получил весомые знания в этой сфере.

Любовь к Каббале у Либера можно считать наследственной. Среди своих предков молодой человек имел таких известных каббалистов, как раввин Натан Шапиро из Кракова, Шимшон Остропольский и Иехил-Михля Немировский. Оба последних погибли мученической смертью за веру в 1648 году во время восстания казачества под руководством Богдана Хмельницкого. Еврейский народ смотрел на Либера, как на святого угодника, которому Бог, приблизив к себе, открыл свои пути. Из уст в уста передавалась легенда о том, что его прадед, каббалист Натан Шапиро, появляется каждую ночь с того света, чтобы наставлять Либера в Каббале. Народ уверовал в могущество Либера и прислушивался к каждому его слову. Так Либер стал раввином-проповедником.

Раввин Либер вел смиренную жизнь праведника. Женился, имел детей. Либер часто посещал лавки, следя за тем, чтобы покупателей не обмеривали но не обвешивали.

Легенда гласит, что раввин Либер часто шел далеко от города в лес, чтобы в одиночестве производить свою молитву. В то время управление имением хозяина окружающих земель находилось в городке Быстрик — ныне село неподалеку от Бердичева. Однажды шляхтич[2], который участвовал в очередном охоте, застал Либера в лесу в молитве (по другим преданиям это был владелец городка князь Тышкевич). На обращение шляхтича раввин не отвечал, потому что был занят своей молитвой, во время которой, к тому же нельзя вести никаких разговоров. Рассерженный шляхтич повелел позорно и жестоко высечь упрямого еврейского богослужителя.

Через некоторое время от этого события шляхтич сильно заболел и почувствовал приближение конца. Его жена решила, что это Божье наказание за оскорбление и пытки еврейского святого во время молитвы, и посоветовала мужу поехать до того на поклон и попросить прощения. Что и было сделано: в знак раскаяния шляхтич построил в лесу, на месте той молитвы еврея и экзекуции над ним, здание большой синагоги. Синагога, которая стояла в районе Старого города, просуществовала до самой немецко-фашистской оккупации (уничтожена в 1942 году).

В это время путешествовал по городам Подолья и Волыни Баал-Шем-Тов [3] (сокращенно Бешт, настоящее имя Израэль бен Элиэзер), распространяя свое учение. Приезжая в Бердичев, он обычно останавливался в доме раввина Либера. О последнем Бешт отзывался так: «Бывают праведники, которым дарит откровения пророк Илия, с Либером происходит обратное: это он дарит откровения пророку». Либер, со своей стороны, глубоко уважал Бешта, хотя и не принадлежал к кругу его учеников и официально не стал хасидом: в «синагоге Либера» (это название она сохраняла и века спустя) молились по-ашкеназских (миснагедски), а не по хасидскому обычаю. Глубокое уважение раввина Либера к Бешту, по преданию, укрепилось еще больше после смерти последнего. Только тогда в полной мере сказалось величие основателя хасидизма. Хасидская легенда рассказывает, что в первое время после смерти Бешта Либеру прекратила появляться по ночам тень прадеда Натана Шапиро для привычных установок в каббале. Тогда он отправил своего сына Иехила на могилу прадеда в Краков, чтобы спросить того о причине внезапной немилости. Иехил привез ответ: по случаю смерти Бешта в знак траура на 30 дней закрылась «верховная» (небесная) академия, откуда раввин Натан опускался до правнука.

С тех пор Либер стал ближе к хасидизму. Субботними проповедями в синагоге он пытался подготовить народ к восприятию нового учения, к вере в него, и оно скоро укрепилось среди его слушателей, не встретив никакой особой помехи. Раввин Либер стал проповедником («Магидом») бердичевской еврейской общины. Жители прозвали Либера «Великим».

Умер раввин Либер Элиэзер 16 ноября 1770 (28 Хешван 5531), на 104 году жизни, во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в то время на Волыни. В городе от болезни умирало так много людей, что живые не успевали проводить захоронения по установленному обычаю и хоронили умерших в больших братских могилах. По преданию, раввин Либер, чувствуя приближение смерти, позвал к себе четырех евреев и пообещал им место в загробном мире (Olam haBa) за то, что они проведут его погребения по всем канонам в индивидуальной могиле, а не бросят в общую могилу. Либер умер, и сразу после его смерти эпидемия чумы утихла.

Похоронили раввина Либера на старом еврейском кладбище (ныне не существует), на котором похоронен его отец раввин Авроом. Могила Либера стала одним из двух индивидуальных святых захоронений в Бердичеве (второй стала могила раввина Леви Ицхака Бен Меир Бердичевского на еврейском кладбище). За могилой постоянно ухаживали, она сохранялась нетронутой до конца 20-х годов XX века. На надгробной плите можно было прочитать надпись (на идиш, в переводе на русский):

В году <5>531 <1771>. /
Памятник на могиле умершего /
в эпидемию. Проповедник /
великий, предсказывающий /
на благо, и толкователь
глубокий, / и знающий,
благочестивец скромный, /
в[еликий] н[аставник],
знаменитый / у[читель
наш] Элиэзер-Либер / с[ын]
у[чителя нашего] Авраама
б[лагославенной] п[амяти]

После смерти Либера в Бердичеве не осталось проповедников такого уровня уважения. Только через полтора десятилетия в Бердичев приехал раввин Леви-Ицхак Бен Меир. В первое время он еще встречал некоторое сопротивление со стороны сторонников раввина Либера, но довольно скоро удалось обратить этих полумистиков к хасидизму. Внук Либера впоследствии стал одним из адептов раввина Леви-Ицхака.

В 1913 году в Бердичев прибыла этнографическая экспедиция под руководством петербургского ученого Семена Акимовича Ан-ского (настоящее имя и фамилия — Шлойме-Занвл Раппопорт). В состав экспедиции также входил фотограф Соломон Борисович Юдовин (1892-1954), который сфотографировал могилу раввина Либера.

В начале 30-х годов XX века по распоряжению местных властей еврейское кладбище разрушили, на его месте создали парк (с 1968 года — парк культуры и отдыха им. Т.Г. Шевченка). Разрушили и могилу раввина Либера.

Через полвека — в 80-х годах — еврейская община Бердичева восстановила могилу раввина Либера Элиэзера. Сейчас она возвышается в городском парке недалеко от входа со стороны улицы Шевченка (но не на том месте, где на самом деле находилась). На могиле установлено надгробие из железобетона с гранитной плитой без надписи. В 2015 году на надгробие установили стелу с надписью:

Здесь покоится 
Великий рабби Элиэзер Либер Ашкенази,
сын рабби Авраама Ашкенази
Потомок святого рабби Шимшона из Острополя
Основатель и проповедник еврейской общины города,
товарищ святого Баал Шем Това
Поднялся в выси небесные 28 хешвана 5531 г. (16 ноября 1770).

Литература:

Дербаремдикер М.Л. «Парадоксы и феномены истории и жизни еврейской общины города в Украине – Бердичева – их отражение в публикациях на идиш и изустных народных преданиях» // Заявка на участие в двенадцатой научной конференции «Еврейская история и культура в странах Центральной и Восточной Европы», 2002 г.

Городецкий С.А. Рабби Леви-Ицхак Бердичевский. // Еврейская старина. – I, 1909. – С. 205-236. / http://www.lechaim.ru/ARHIV/145/b_ravin.htm


1911_liber
Могила раввина Либера. Фотография Соломона Борисовича Юдовина (1892-1954), фотоархив экспедиции С.Я. Ан-ского.
liber_kladb Berdichev
Еврейское кладбище. Фото 1913 г. На переднем плане — древняя груша, которая была символом кладбища. Под грушей — могила раввина Либера. Фотография Соломона Борисовича Юдовина (1892-1954), фотоархив экспедиции С.Я. Ан-ского.
liber_01
Могила раввина Либера. Территория парка отдыха, 2016.
sviatyni_27
Надгробие на могиле раввина Либера, 2016.

 

[1] Каббала́ (ивр. ‏קַבָּלָה‏‎, «получение, принятие, предание» от слова ивр. ‏לקבל‏‎ «получать, соглашаться») — религиозно-мистическое, оккультное и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения.

[2] Шля́хта (польск. Szlachta от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах.

[3] Исраэль Баа́л-Шем-Тов (ивр. ‏ישראל בעל שם טוב‏‎, сокращённо Бешт, ивр. ‏בעש»ט‏‎, что означает «Обладатель (Мастер) доброго имени» или «Добрый человек, знающий тайное имя Бога», настоящее имя — Исраэль бен Элизер; 27 августа 1698, Окопы, Подолье, Речь Посполитая (ныне — Борщёвский район, Тернопольская область, Украина) — 22 мая 1760, Меджибож, Подолье, Речь Посполитая (ныне — Летичевский район, Хмельницкая область, Украина) — основатель хасидского движения в иудаизме, рабби.


 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here