Домой Новости Что такое «исторический миф», и зачем его опровергать?

Что такое «исторический миф», и зачем его опровергать?

500
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Мифотворчество существовало всегда. И появилось оно не вчера, а быть может  тогда, когда зародилось само человечество, вернее, когда в первобытном обществе из уст в уста начали передавать рассказы о прошлом, а через тысячелетия записывать на более надежных носителях, чем человеческая память — глиняных табличках, папирусе, бумаге.

Со временем процесс мифотворчества перерос в целенаправленную политику, которую проводили инициаторы мифов с какой-либо целью. Появилось и более конкретное понятие — «исторический миф». Википедия трактует это понятие, как своеобразную, как правило, искаженную форму исторического сознания. И именно такие искажения их инициаторы пытаются целенаправленно культивировать, чтобы достичь конкретной цели.

Есть исторические мифы общегосударственного уровня, или межнациональные. Есть уровня территориальной общины, и даже религиозные, межконфессиональные. Со всеми историческими мифами необходимо бороться, пытаясь донести историческую правду. Пытаясь объяснить суть исторических событий — было бы желание общества воспринять эти объяснения и действия.

А есть исторические мифы уровня города, городка, поселка. Уровня нашего Бердичева, например. С ними, мифами, также необходимо бороться. Что, собственно, и происходит — например, на нашем сайте размещено несколько статей, которые развенчивают ряд исторических мифов местного пошиба (здесь и здесь). И не только на сайте — происходят встречи краеведов с заинтересованной аудиторией, где речь идет о том же.

Но борьба с мифами продолжается. Примеры? Вот пример мифа, созданного коммунистической идеологией с целью искажения исторического сознания граждан.

В период с 1974 по 1985 год в СССР появилась на свет Украинская советская энциклопедия (УСЭ) — 12 томов универсальной украинской энциклопедии, первой республиканской энциклопедии в СССР. В «Предисловии» к УСЭ указано, что это издание УСЭ показывает «характерные черты… советского народа — новой исторической общности людей». Что же это за характерные черты такие? Для примера приведем статью, рассказывающую о нашем городе (именно так, среди 50 000 статей в энциклопедии есть отдельная статья и о Бердичеве). Вот полный её тест:


Фрагмент страницы с УСЭ со статьей «Бердичев».

БЕРДИЧЕВ — город областного подчинения Житомирской обл. УССР, райцентр, на р. Гнилопяти (басс. Днепра). Ж.-д. узел. 80 тыс. ж. (1977).

Возник в 15 в. После Люблинской унии 1569 Б. — под властью шляхет. Польши. Во время нар.-освободительной войны 1648—54 Б. овладело войско, возглавляемое Б. Хмельницким. В 1702 С. Палий разгромил вблизи Б. польск. войско. После 2-го раздела Польши (1793) Б. в составе Правобережной Украины воссоединен с Россией. С 1845 — город. Рабочие Б. — участники революц. событий 1905—07 и 1917. Сов. власть установлена 26.XI 1917. В р-не Б. части Красной Армии разгромили петлюровцев (1919), белополяков (1920).

За годы Сов. власти Б. стал значительным пром. центром. Самые крупные предприятия: з-ды — хим. машиностроения «Прогресс» и станкостроительный «Комсомолец»; кожевенное объединение, кожевенно-обувный, мясной комбинаты, рафинадный, солодовый, комбикормовый, молочный з-ды, мебельная, печатно-офсетная, швейная, перчаточная ф-ки. В городе — 22 общеобразоват., музыкальная, спортивная школы. 3 профес.-тех. уч-ща, маш.-строит. техникум, мед. и пед. уч-ща, 4 леч. учреждения. Дом культуры, 5 клубов, 3 кинотеатра, 53 б-ки. Старинные архит. памятники: средневековая крепость, в к-рой в 1704 был заключён С. Палий, костёл, в к-ром О. Бальзак вступил в брак с Э. Ганской. Осенью 1846 в Б. побывал Т. Г. Шевченко. Здесь родились укр. поэт и композитор Д. Ф. Банковский, рус. сов. писатель В. С. Гроссман, нар. артист УССР П. Г. Михневич.


В этом энциклопедическом (!) тексте прекрасно все! Внимательный читатель сразу почувствует абсолютную идеологическую зашоренность, прилизанность текста. А как по мне — наполненность полной ерундой. Тут тебе и «средневековая крепость» (не указано, что это католический монастырь Босых кармелитов), «костёл, в к-ром О. Бальзак вступил в брак с Э. Ганской» (почему бы не указать, что это католический костел Святой Варвары?), что «В р-не Б. части Красной Армии разгромили петлюровцев (1919), белополяков (1920)» (но перед тем те же петлюровцы и польские войска с таким же успехом громили большевиков). Также автор указал Бердичев, как место рождения украинского поэта, композитора и переводчика Дениса Федоровича Бонковского, хотя на самом деле тот родился в городке Вороновица Брацлавского уезда Подольской губернии (ныне поселок в Винницкой области).

Если уж статья претендует на энциклопедичность, то куда исчезло бердичевское еврейство, которое на протяжении полутора веков численностью преобладало над местными жителями и играло главную роль в экономическом развитии города? Почему не указали, что город основали и им веками владели представители знатных родов Тышкевичей и Радзивилов? Что и до времен советской власти Бердичев был «значительным пром. центром»?

Также в статье указано, что «после 2-го раздела Польши (1793) Б. в составе Правобережной Украины воссоединен с Россией». Понимаете этот словесный «перл»? Бердичев воссоединили с Россией! Не захватнически русские войска завладели землями политически ослабленной Польши, а «воссоединили» с теми, кому исторически никогда не принадлежали.

Вот такой пример исторического мифа. Мифа, порожденного коммунистическими идеологами, творивших «новую историческую общность людей», которые не будут знать своей подлинной истории, своего прошлого.

Анатолий Горобчук.

P.S.: Мне периодически предлагают приобрести эту 12-томную энциклопедию. Но я всегда категорически говорю «Нет!». Зачем мне «энциклопедия», которая доверху наполнена приведенной выше ерундой?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here