Леви-Ицхак бар Меир (раввин Леви-Ицхак из Бердичева) (род. 1740 (5500), Гусаков, Речь Посполитая — ум. 5 октября 1809 (25 тишрея 5570), Бердичев, Российская империя) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров своего поколения.
Раввин[1] Леви-Ицхак бар Меир (раввин Леви-Ицхак из Бердичева) родился около 1740 года (5500, здесь и далее в скобках указан год по иудейскому календарю) в Галиции в городке Гусаков, что находится рядом с городом Пшемысль (вероятно, это современное городок Гусятин Тернопольской области). Его отец Меир бар Моше был раввином Гусакова. По отцовской линии Леви-Ицхаку предшествовало тридцать шесть поколений выдающихся раввинов и знатоков Торы. Его мать Сара вела свое происхождение из рода знаменитого законоучителя и комментатора Талмуда раввина Шмуэля Ейдельса (Маарша), который в свою очередь происходил от большого учителя ашкеназского еврейства Маарама с Роттенбурга.
Леви-Ицхак изучал Тору у отца, а с двенадцати лет — в ешиве[2] города Ярослава, крупного центра еврейской учености, расположенного севернее Пшемысля. Еще до достижения возраста бар-мицвы[3] он прославился в качестве вундеркинда под именем «илуй с Ярослава».
Вскоре после бар-мицвы Леви-Ицхак женился на дочери богатого раввина Израэля Переца из города Любартув, что рядом с Любляной. Молодая семья селится рядом с домом тестя, который принимает на себя все заботы по его содержанию.
В Любартув Леви-Ицхак занимался вместе с выдающимся законоучителем раввином Йозефом Теомим, написавший знаменитый комментарий на кодекс Шульхан Арух.
В семнадцать лет Леви-Ицхак познакомился с одним из вождей хасидского движения[4] – раввином Шмуэль-Шмелке Гурвицем, который ввел его в круг учеников раввина Дов-Бера (известного как Магид из Межерича). Леви-Ицхак стал одним из немногих учеников, который сумел постичь заветную сущность учения Магида и приобщиться к его духовного света. Так Леви-Ицхак стал ревностным хасидом.
Еще во времена учебы у Магида раввин Леви-Ицхак много путешествовал по Украине и Галиции, собирал средства на помощь нуждающимся, на приданое для бедных невест и для выкупа из долговой тюрьмы разоренных арендаторов.
В 1761 (5521) году, в возрасте двадцати одного года, раввин Леви-Ицхак стал главой раввинского суда в местечке Ричвель. Он сменил на этом посту старшего друга раввина Шмуэля-Шмелке Гурвица. Несколько лет спустя он возглавил общину города Желехув, что полностью состояла из миснагдим (противников хасидизма).
В 1772 (5532) году по инициативе Виленского Гаона[5] начались гонения на хасидов. Получила огласку религиозная направленность раввина Леви-Ицхака. Во времена гонений, последовавших после провозглашения «большого херем»[6], его лишили раввинского «трона».
В 1775 (5535) году раввин Леви-Ицхак становится главным раввином города Пинск, который расположен на юге Полесья. Но летом 1784 (5544) года, после того, как на протяжении нескольких лет раввин Леви-Ицхак продолжал столь же настойчиво, как и в Желехув, распространять хасидский учения, его также выгнали и из Пинска.
В 1785 (5545) году, когда Леви-Ицхак достиг 45-и летнего возраста, он стал главным раввином Бердичева — одного из крупнейших городов Волыни, где влияние хасидов был наибольшим. С этого времени два понятия — Цадик[7] и его город, раввин Леви-Ицхак и Бердичев — слились в единое целое. Жители Бердичева сумели по-настоящему оценить то сокровище, которое попало в их руки. Именно в Бердичеве раввин Леви-Ицхак нашел преданных, любящих его евреев, которые видели в нем своего Наставника, Учителя и Отца. Именно в Бердичеве солнце раввина Леви-Ицхака достигло зенита, воссияло в полную свою силу.
Тем не менее, несмотря на значимость своего положения, Леви-Ицхак много путешествует, собирая средства на благотворительные нужды. В своих путешествиях он всегда окружен людьми, он зажигает их сердца своей любовью к Всевышнему и желанием служить Ему.
Раввин Леви-Ицхак молился крайне эмоционально, с громкими криками и рыданиями — его плач, который выходил из глубин души, поднимался к небесам: даже самые приземленные и черствые люди плакали и достигали подлинного раскаяния, проводя молитву рядом с ним. Его привычным обращением к Богу было слово на идиш — «Дер Баремдикер» (Милосердный). Рассказывают, что однажды бердичевский чиновник, осуществляя регистрацию еврейского населения, зашел к раввину Леви-Ицхаку и попросил указать свою фамилию. Раввин Леви-Ицхак, погруженный в молитву, несколько раз громко повторил слово «Дер Баремдикер». Чиновник решил, что это и есть ответ на его вопрос и зарегистрировал семью раввина Леви-Ицхака под этой фамилией[8]. Некоторые его потомки, оказавшись в Израиле, перевели эту фамилию на иврит и называют себя «Рахмани». Существует и другая версия происхождения фамилии Дербаремдикер: потомки раввина получили эту фамилию в честь начала каждой молитвы, написанной раввином Леви-Ицхаком.
Посвящая служению Всевышнему все свои дни, особых духовных высот раввин Леви-Ицхак достигал в Рош Ха-Шана и Йом Кипур — в дни суда и Искупления. Современники, свидетели того, как раввин Леви-Ицхак трубит в шофар, вспоминают: «За поясом у него висело несколько шофар, он был как бы вне плоти, замирали сердца у всех, кто его видел, — все трепетали перед ним, как перед Божьим ангелом».
Раввин Леви-Ицхак стал одним из духовных лидеров своего поколения — тысячи хасидов приезжали к нему за советом и наставлениями. Благодаря его присутствию Бердичев превратился в центр хасидского движения на Волыни и центральной Украине. Духовное наследие раввина Леви-Ицхака отражено в его книге «Кдушат Леви» («Святость Леви»), построенной в соответствии с порядком воскресных глав Пятикнижия. В книге «Кдушат Леви» получило свою дальнейшую разработку учение о цадике, что заняло в хасидизме одно из центральных мест. Книга выдержала многочисленные переиздания и стала классикой хасидизма.
Леви-Ицхак не стоял в стороне и мирских дел. Так, в 1802 году раввин Леви-Ицхак созвал собрание русских раввинов для обсуждения вопроса о решении правительства о запрете жить евреям в селах. В 1807 году он начал призывать жертвовать средства на армию для борьбы с Наполеоном.
В раввина Леви-Ицхака в семье было пятеро детей: три сына и две дочери. Старший — раввин Меир, умер еще при жизни отца. Второй сын — раввин Исруель был раввином города Пиков. После смерти отца он занял место раввина Леви-Ицхака в Бердичеве. Третий сын — раввин Дов Бериш. Одна из дочерей Леви-Ицхака стала женой раввина Йосефа Бинима, другая — женой раввина Натана с Кожниць.
В конце своей жизни раввин Леви-Ицхак породнился с раввином Шнеуром-Залманом с Ляд, с которым был в дружеских отношениях еще с молодости, в годы совместной учебы в Магида с Межерича, — внук и внучка двух праведников стали мужем и женой. По преданию, прочитав в тнаим (сделка, которая подписывается перед свадьбой): «Свадьба состоится в городе Бердичеве …», раввин Леви-Ицхак с негодованием разорвал документ и продиктовал «исправленный» вариант: «Свадьба состоится в святом городе Иерусалиме. Но, если до тех под, не дай Бог, появится Мессия, тогда свадьба состоится в Бердичеве…». Именно в такой редакции составлялись в его доме подобные сделки.
Умер раввин Леви-Ицхак после непродолжительной болезни в Бердичеве 25 тишрея 5570 (5 октября 1809 по григорианскому календарю). На еврейском кладбище, где его похоронили, на могиле воздвигли каменный шатер — усыпальницу в виде пещеры еврейских патриархов, без всякого надписи, как он и завещал.
После смерти раввина Леви-Ицхака в Бердичеве больше не было главных раввинов. Такое решение было принято евреями Бердичева в знак своей любви к нему, и его полный титул «раввин города, который возглавляет суд» не был больше подарен никому.
В советские времена, в годы религиозных гонений, усыпальница Леви-Ицхака пришла в упадок и была разобрана. Современная усыпальница святого Леви Ицхака была построена в 1991 году на средства израильского мецената Нахмана Эльбаума. Площадь усыпальницы составляла 8,0 на 7,5 м. В помещении находится собственно могила цадика, рядом справа — четыре могилы родственников цадика, слева — шесть могил его учеников. У изголовья за стеной усыпальницы — могила его жены. Также у изголовья цадика непосредственно в помещении усыпальницы стоит короб для записок цадику; чуть выше на стене находятся три полочки для свечей. На средней полке свеча горит постоянно. Напротив могил — место для молитв.
В 2007 году состоялась реконструкция усыпальницы и прилегающей к ней территории — были возведены новые стены усыпальницы поверх старых (старые стены впоследствии разобрали), установлено ограждение.
На сегодня могила раввина Леви-Ицхак Бен Меир Бердичевского остается местом паломничества хасидов со всего мира.
Ежегодно на 25 тишрея более 3 тыс. паломников приезжают поклониться великому хасидскому проповеднику.
Литература:
А. Кац. Раби Леви-Ицхак из Бердичева. // Веб-сайт «Иудаизм и евреи», http://toldot.ru/rus/articles/art/3254.
Э. Бас. Из жизни праведника. // Веб-сайт «Хасидус по-русски», http://chassidus.ru/library/kdushat_levi/toldot.htm
Костриця М.Ю. Постаті землі Бердичівської: Історико-краєзнавчі нариси. У 2-х тт. — Житомир: Косенко, 2005. — Т.2, с. 8-12.
Обережно, вандалізм! // «Земля Бердичівська», №29-30 (14532-14533) від 10.04.1996 р.
Могила Леви Ицхака Бердичевского и внутренний вид усыпальницы, 2010 г .:
[1] Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском и консервативном течениях иудаизма раввином может быть и женщина. Она называется раба. В ортодоксальном иудаизме такое понятие отсутствует, так как раввинами могут быть только мужчины.
[2] Иеши́ва, еши́ва (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции — ешибот) в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.
[3] Бар-мицва́ (ивр. בַּר מִצְוָה, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр. בת מצוה — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.
[4] Хасиди́зм (от ивр. חֲסִידוּת, хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия» — от слова «хасид» חסיד — «благочестивый») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий.
[5] Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Великое княжество Литовское, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильна, Российская империя; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, математик. Слово «Гаон» в переводе с иврита означает «Гений».
[6] Хе́рем (ивр. חרם) — высшая мера осуждения в еврейской общине. Как правило, заключается в полном исключении порицаемого еврея из общины. В более старом понимании слово значит «запрет» на что-либо по причине драгоценности, священности, или причине порочности, зла.
[7] Цади́к (ивр. צַדִיק — праведник) — в иудаизме и особенно в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога, духовный вождь хасидской общины.
[8] Евреям Российской империи начали предоставлять фамилии в конце XVIII-го века, после присоединения к Российской империи западных областей Беларуси, Украины и Прибалтики — после раздела Польши. На тот момент у евреев исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например «Шлойме сын Хаимке».