Додому Край в історичних нарисах 10 городских мифов Бердичева

10 городских мифов Бердичева

2254
0
ПОДІЛИТИСЬ

Городская легенда (амер. англ. urban legend), городской миф (брит. англ. urban myth) — современная разновидность легенды (мифа): короткая и, на первый взгляд, правдоподобная, хотя, обычно не соответствующая действительности, история, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.

Миф о том, что по реке Гнилопяти плавали корабли

Кляштор Кармелитов Босых и гребля.
Литография Наполеона Орды, конец XIX ст.

Редко встретишь бердичевлянина, которому бы бабушка или дедушка не рассказывали, что раньше по реке Гнилопять плавали корабли или пароходы. В римском праве один из главных вопросов — “Cui prodest” (“Кому это выгодно”). Если его перефразировать к нашей теме, то он будет звучать так: “Откуда и куда могли плыть эти самые корабли?”.

Сохранилось известие от 1593 г., что “в новозаселенном местечке Бердичеве, в котором имеется всего 140 домов, мельница впервые сдана владельцем в аренду еврею за сто коп. в год, мыто плотинное — по грошу с нагруженного воза” [1]. Получается, что река всегда была перегорожена дамбой в Бердичеве, — значит, движение должно было осуществляться от Бердичева в две стороны. Вверх по течению самый большой населенный пункт – Махновка, вниз по течению Гнилопять впадает в Тетерев.

Нормальную дорогу из Житомира в Бердичев удосужились сделать лишь в 1882 г. Не было, наверно, в Российской империи более отсталого во всех отношениях губернского города, чем Житомир. Бердичев даже переподчинили Киевской губернии, потому что житомирские чиновники не могли нормально руководить вверенным им Бердичевом.

Житомирский подъездной путь к Бердичеву соорудили лишь в 1896 г. Это при том, что в Юго-Западном крае железные дороги начали строить с 1870-х гг. А по реке до Житомира добираться было в два раза дольше, так как она не течет прямо, а кое-где и вовсе течет небольшим ручейком.

Так что плыть или везти какие-либо товары ни в Житомир, ни в Махновку не было ни какой выгоды. Первая адресная книга Киевской губернии вышла в 1856 г., называлась она “Памятная книжка Киевской губернии на 1856 г.” и ни о каких пристанях и причалах в Бердичеве там не упоминается.

Миф о том, что икона Бердичевской Божьей Матери католического происхождения

Икона Матери Божьей Бердичевской. Рисунок Антони Олежинского (Antoni Oleszczynski), 1845 г.

Кроме свидетельства Л. Похилевича в “Сказаниях о населенных местностях Киевской губернии” о том, что эта икона православная, имеется и ряд других. Вот одно из них. Напечатано оно было в “Киевских епархиальных ведомостях” за 1869 год, №21: “…один из предков этого чисто польского рода Тышкевичей строил православные храмы в этом же Бердичеве, был сам православный, коренной русский и вывез из Константинополя икону Пресвятой Богородицы, ныне чествуемую чудотворною, для Михайловской церкви … Потомок того Тышкевича, который строил православные храмы в один прекрасный день очутился католиком и поляком и ознаменовал эту метаморфозу постройкой католического кармелитского монастыря, как можно поближе к православной церкви св. Михаила. Соседство это пригодилось. В один из дней начала XVIII века, под сенью пожара, озарившего Бердичев и истребившего михайловскую церковь, икона Божьей Матери похищена была кармелитами в свой монастырь, где приисканы были, разумеется, несомненные доказательства того, сколько веков эта икона была католической …”.

Икона Бердичевской Божьей Матери греческого письма с греческой же подписью. Об этом говорит и Л. Похилевич: “Характер греческого писания иконы, греческая надпись на ней “µρ θγ” и всегдашнее стечение к ней на поклонение окрестного русского народа, наглядно убеждают, что это – давняя святыня Руси”.

Миф о том, что бюст М. Фрунзе стоит на колонне, на которой раньше стоял бюст Александра ІI

Памятник Александру ІI.

Единственный памятник, который был в Бердичеве до революции – памятник Александру ІI, открытый в 1911 г. и находившийся в сквере городской Думы (теперь – дом творчества им. А. Разумкова). Бюст на памятнике в Бердичеве изготовлен петербургской фирмой Э.Э. Новицкого. Основой для этого цинкового бюста (которых произвели несколько тысяч штук) послужила мраморная работа скульптора М.А. Чижова. Колонна была изготовлена в Бердичеве.

Чем не угодил большевикам царь, отменивший крепостное право и освободивший крестьян, непонятно. Но его бюст был снят с пирамидальной колонны. Надпись, которая гласила: “Царю освободителю государю императору Александру ІI в память крестьянской реформы” и была выпуклой – сбита. Вместо этого было “вышкрябано” – другого слова не подобрать – “Славетнім борцям за жовтень в день десятої річниці”. После этого колонну перенесли на улицу Шевченка.

Памятник М. Фрунзе.

А вот колонна, на которой стоял бюст Фрунзе, была цилиндрической, и тоже, скорее всего, была снята с чьей-то могилы, ведь пришедшая власть не утруждала себя созданием чего-то нового. Странно слышать, что сейчас некоторые люди жалеют, что сносят памятники пламенным борцам за революцию. Как аукнется, так и откликнется!

Миф о том, что Николай ІI посетил Бердичев в 1913 г.

Всем известен альбом, состоящий из 40 фотографий с видами города и приготовленный к 300-летию дома Романовых. В 1913 году Николай ІI не посетил Бердичев, сделал он это в 1915 г.

В Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД) хранятся несколько фотографий, запечатлевших последнего императора России на перроне вокзала Бердичева. На фотографиях помимо Николая II и царевича Алексея и сопровождающего их Собственного Его Императорского Величества Конвоя, состоявшего из казаков Терского и Кубанского казачьих войск, изображены встречающие его чины штаба Юго-Западного фронта, который в то время находился в Бердичеве. На одной из фотографий рядом с царем запечатлен командующий Юго-Западным фронтом генерал-адъютант Николай Иудович Иванов.

Встреча Николая II на бердичевском железнодорожном вокзале.

Император Николай II на протяжении всего своего царствования вел дневник (1894-1916). Вот как он описал своё пребывание в Бердичеве в 1915 году:

“2-го октября. Понедельник.

В 9 час. прибыл в Бердичев к Н.И. Иванову. Принял его штаб. Через полтора часа отправился дальше и в вагоне беседовал с ним до завтрака. В 4 ч. пришли в Ровно, где встретил Брусилов. Сел с Алексеем в мотор и поехал по шоссе вперед. В 18 верстах от Ровно была выстроена бригада 125 пех. див., сводная батарея, саперная рота и сотня Оренбургских казаков. Пропустил их цер. марш. и поблагодарил за службу. Наши аэропланы все время летали над нами. Когда стемнело, поехали еще вперед, слышны были орудийные выстрелы; осмотрели у ст. Клевань распред. перевязочный пункт, где лежало 9 недавно раненых. Оттуда вернулись с темнотой в Ровно. Брусилов со штабом пообедал и в 9 1/2 поезд тронулся на юг”.

Часы на перроне на разных фотографиях показывают от 9.15 – до 9.25.

Приблизительно в это же время на повестку дня тогдашней Думы выносился вопрос о переименовании главной улицы Бердичева – Белопольской в проспект генерал-адъютанта Николая Иудовича Иванова, а улицы Махновской – в улицу генерал-адъютанта Алексея Алексеевича Брусилова, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Государственном Историческом Архиве Украины (ГИАУ). Предложение не прошло, зато через некоторое время одну улицу обозвали именем Карла Либкнехта, а другую – Янкеля Свердлова.

Миф о могиле Либера из Быстрика

Старое еврейское кладбище. В центре вековая груша, под которой находилась могила святого Либера. Фотография С.Б. Юдовина (1892-1954), фотоархив экспедиции С.А. Ан-ського, 1913 г.

Всем туристам показывают могилу Либера из Быстрика, которую почему-то перенесли к танцплощадке в парке им. Т. Шевченка. До революции на этой территории кроме кладбища было ещё три жилых квартала. Старое еврейское кладбище находилось на современной территории парка Шевченка и было ограничено: с востока – Никольской улицей (Шевченка), с запада – Школьным переулком (сейчас не существует), с юга – Старокладбищенской улицей (сейчас не существует), с севера условной линией, если продлить ул. Малую Юридику (Героев Украины) до Школьного переулка. Могила находилась почти в северо-восточном углу кладбища, сейчас там заасфальтированное возвышение, в советское время там был аттракцион с машинками.

Запечатлел на фотографии старое кладбище фотограф С.Б. Юдовин, входивший в состав этнографической экспедиции С. Ан-ского, что побывала в Бердичеве в 1913 году. Бердичеву, как всегда, не повезло – из богатейшего материала, снятого в Бердичеве, сохранилось лишь несколько фотографий. А там, где сейчас находится могила – проживали люди.

Миф об аптеке Доманского

Аптека Доманского на углу Белопольской и Пашковской.

Многие путают аптеку Доманского и аптеку Чудновского. Аптека Доманского находилась на углу Белопольской ул. (Европейской) и Пашковской (Дульчика) – сейчас это Европейская, 13/2. А вот аптека Чудновского на углу Житомирской и Шимановской (Черновола) – сохранилась, сейчас здесь аптека матери и ребенка. Аптека Доманского была запечатлена на открытке издателя Зильбермана, аптека Чудновского – на открытке Гольденберга. При внимательном рассмотрении видно, что это два совершенно разных здания.

Аптека Чудновского на Житомирской улице.

Миф о времени постройки бердичевской тюрмы

Если спросить любого обитателя Бердичевской исправительной колонии (БИК-70), когда построена тюрьма, он, не задумываясь, ответит, что её построили при Екатерине ІІ. Что было построено 9 тюрем по всей империи, каждая из которых по конфигурации похожа на одну из букв имени царицы.

Руководство тюрьмы перед главным входом в здание.

Повторяют это и многие бердичевские исследователи. Но задумаемся. Если здания в виде букв “Е”, “Т”, “Н” ещё как-то можно построить, то как построить здания в форме букв “К”, “А”, “И”? Правобережье было присоединено к Российской Империи в 1793 г. В большинстве городов и местечек уже были тюрьмы, да и девять тюрем для такого огромного пространства это очень мало.

На самом деле тюрьму построили в 1891-1892 гг. Существует фотография, на которой перед входом в главное здание тюрьмы сидят чины тюремной стражи, а над входом надпись: “Построена 1891-1892”.

Миф о доме графини Плеве

Здание детской поликлиники.

Многие считают, что дом, в котором сейчас находится городская детская поликлиника (Даниловская, 8) принадлежал графине Плеве. Это не так. Дом этот строился, как родильный приют. Видно это даже по стилю постройки – типичное казенное здание, без излишеств. Частные дома выглядели красивее и богаче. До 1960-х годов ХХ века там находилось родильное отделение городской больницы. До 1917 года вышеназванная улица называлась Даниловская (в советское время – Фрунзе) и начиналась от Белопольской (на этом месте теперь стоит здание гостиницы “Дружба”) и шла вниз до Махновской. Во дворе дома №6 до сих пор осталась брусчатка, указывающая, как проходила улица раньше. На улице этой находились казармы доктора Баумгольца (не сохранились), казенный винный склад №10 (бывшие дивизионные склады), дом министерства финансов (Фрунзе №12), Белопольская синагога.

Вот заметка, подтверждающая вышесказанное: “Правление общества пособия бедн. евреям приступает на этих днях к постройке здания родильного приюта. Здание будет 2-этажное и обойдется оно свыше 20000 руб. Согласно воле жертвовательницы г-жи Гальперин (внесшей на это здание 9000 руб.) родильный приют должен быть выстроен до осени текущего года. Здание выстроено будет по Даниловской ул. (против дома министерства финансов) на участке, приобретенном на средства г. М. Брандта” [2].

Миф о произношении названия Махновской улицы

Многие, когда произносят имя этой улицы, говорят: “мАхновская”, хотя правильно говорить МахнОвская, ведь имя улице дало местечко МахнОвка (укр. МахнІвка), (с 1935 по 2016 гг. — Комсомольское) — село в Украине, находится в Казатинском районе Винницкой области. На польском языке название звучит точно также – “MachnOwka” [3]. Возможно, так стали говорить после революции, чтобы название улицы не ассоциировалось с героем гражданской войны Нестором Махно.

Миф о том, что немецкие войска во время оккупации взорвали все синагоги Бердичева

Немецкие танки на улице Свердлова.
Слева видно угол Хоральной синагоги.

Синагог в Бердичеве было шесть – Хоральная, Староместная, Новоместная, Загребельная, Белопольская и Немировская [4].

Лучшим опровержением этого мифа является то, что главная синагога Бердичева – Хоральная, до сих пор стоит на улице Шевченка (в советское время там находилась перчаточная фабрика). Также сохранился и Качановский молитвенный дом (Косогорская, 12), который был двухэтажным, после войны там был жилой дом на 24 квартиры [5]. Разрушили его в 1995 г. и теперь там станция техобслуживания (СТО). Сейчас появилось много фотографий Бердичева, сделанных немцами во время оккупации. Судя по этим фотографиям, после занятия германскими войсками Бердичева город был не очень разрушен. 80% Бердичева разрушили наши войска во время освобождения города. В этой связи хочется заметить следующий факт. Во время освобождения Кракова и Варшавы, ради сохранения этих городов погибли десятки тысяч бойцов Красной Армии. В благодарность за это нас в Польше сейчас считают оккупантами. А вот со своими городами не церемонились.

Все остальные синагоги находились в кварталах, от которых остались груды камней:

  • Староместная находилась на месте столовой машиностроительного техникума;
  • Загребельная – на месте, где сейчас еврейская школа (улица Быстрицкая);
  • Белопольская – на той части Даниловской (Фрунзе), которой сейчас нет – сразу за бывшей гостиницей “Дружба”;
  • Немировская – на Моховой (Котовского), район кафе “Три Толстяка”;
  • Новоместная – в Александровском переулке (ул. Воровского).

* * *

Несколько интересных фактов о Бердичеве до 1917 года

Здание железнодорожного вокзала Юго-Западной железной дороги.

Железная дорога через Бердичев (ветка Бердичев – Бирзула) была проложена в 1870 году.

В Бердичеве было три железнодорожных вокзала. Первый – вокзал Юго-Западной железной дороги – находился на том же месте, где стоит современный вокзал. Помещение вокзала бердичевской станции Юго-Западных железных дорог построено в 1871 г. и периодически к нему пристраивали различные помещения, по мере надобности. Вокзал был типового проекта для Юго-Западных железных дорог. Такие вокзалы до сих пор стоят в Попельне, Чернорудке, Кожанке. Если смотреть от путей, то слева за вокзалом, перпендикулярно зданию вокзала, как и в Бердичеве, во всех этих населенных пунктах стоит двухэтажный дом для работников железной дороги. Бердичевский вокзал сначала был двухэтажный, потом к нему пристроили одноэтажный корпус со стороны города. Через какое-то время пристроили такой же корпус с другой стороны. Разрушили вокзал немцы уже после освобождения города в 1944 году. На путях перед вокзалом стоял эшелон с боеприпасами. Во время бомбежки вражеской авиации состав взорвался и разрушил вокзал и много прилегающих зданий.

До постройки современного вокзала, вокзал размещался в здании по Европейской №87.

Здание вокзала узкоколейного подъездного пути Житомир – Бердичев.

Второй вокзал – вокзал узкоколейного подъездного пути Житомир – Бердичев. Здание перестроено, оно существует и сейчас – это дом на ул. Европейской, №132, а здание на Европейской, №130 было багажным отделением этого пути. На площади, где сейчас находится “Привокзальный рынок”, дом по Европейской, №128 и гаражный кооператив, был треугольник, на котором разворачивались поезда.

Третий вокзал – вокзал Житомирской железной дороги (ст. Бердичев-Житомирский). “В виду того, что вокзал новостроющейся Житомирской ж.д. будет построен на Житомирской улице, цены на квартиры в этомъ районе сильно вздорожали. Жители этого района решили возбудить ходатайство о проведении линии конки по Житомирской улице до завода Шленкера” [6]. В общем, всё, как сейчас.

* * *

В Бердичеве было пять православных церквей и два молитвенных дома старообрядцев.

Первая – Успенский собор, находился на Соборной площади.

Вторая – Николаевская церковь – на Никольской улице (Шевченка).

Третья – Троицкая церковь – за греблей.

Четвертая – кладбищенская церковь Всех Святых – находилась на православном кладбище.

Пятая – тюремная церковь Св. Сергия и Елизаветы.

Существовало две молельни старообрядцев: Покровская старообрядческая община – угол Училищной (Л. Карастояновой) и Присутственной (Сломницких) улиц. Вознесенская старообрядческая община – угол Садовой и Присутственной улиц [7].

Кроме Мариинского и Фарного костела, в Бердичеве был ещё и костел Мариявиток. Находился он на Белопольской, далеко за городом – сейчас Европейская 120 [8]. Когда он был основан, пока неизвестно, но в 1823 году в нем был женский пансион. Сгорел костел в 1850 году.

Существовало в Бердичеве и кладбище кармелитских монахов. О том, что такое кладбище было в Бердичеве, не знают даже и служители Мариинского костела. Кладбище кармелитских монахов находилось на территории, ограниченной ул. Житомирской с запада, Русской с севера и Кармелитанским переулком (сейчас не существует) с юга. На кладбище была часовня. На немецких фотографиях 1943 г. кладбище ещё есть.

Пасюк С.В.
(м. Бердичів)

Литература:

  1. “Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона”, Спб., 1908, т. IV, стр. 209.
  2. Бердичев. – “Волынь”, 1912, №145.
  3. “Slownik Geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow Slowianskich”, Warszawa, 1884, т. V, стр. 880.
  4. “Весь Юго-Западный Край, Справочная и адресная книга по Киевской, Подольской и Волынской губерниям на 1913 год”, К., 1913, стр. 473.
  5. Архивный отдел Бердичевского городского совета – Ф. Р-525, оп.1, д. 263, стр. 46.
  6. Вокзал Житомирского пути – “Южная молва” от 09.05.1913 г.
  7. Архивный отдел Бердичевского городского совета – Ф. Р-407, оп.1, д.166, стр. 27.
  8. Государственный архив Житомирской области – Ф. 71, оп. 1, д. 142, стр. 156.

ЗАЛИШИТИ КОМЕНТАР

Please enter your comment!
Please enter your name here