Home Новини Версія назви міста Бердичева

Версія назви міста Бердичева

5355
0
SHARE

Цю версію про походження назви міста Бердичева опублікував Л.К. Еверт ще у жовтні 2012 року. Її опублікував такий собі Iisail у щоденнику LiveInternet (на сьогодні ця сторінка видалена, але переглянути її можна тут).

Хоч багато у чому ця версія спірна (зауваження до неї розміщені наприкінці статті), але викликає зацікавленість та примушує задуматись.

 Новая версия о названии города Бердичева

«Изучающий водохранилище прежде всего
заботится узнать об истоках».
М. Рерих

Кто назвал города и реки? Кто дал первые названия городам и местностям? Только иногда доходят смутные легенды об основаниях и наименованиях. При этом не редко названия относятся к какому-то уже неведомому, неупотребляемому языку. Иногда названия неожиданно соответствуют наречению и совсем иных стран. Значит, путники, переселенцы или пленники запечатлели на пути свои символы.

Вопрос географических названий сплошь и рядом вызывает энигмы неразрешённые. Если взять словари, изданные на нашем веку, то за десятки лет можно видеть самые необычные изменения. Сложились и вторглись новые слова, расчленились прежние. Даже само толкование колеблется в течении одного поколения, не говоря уже о веках.

В контексте приведенного выше ставится вопрос о названии города Бердичева, которые отражены в исследованиях легенд бердичевской земли. Так, П.В. Билоус (г. Житомир) в своих повествованиях представляет перечень вариантов (4 варианта), которые определяют, что название города Бердичева возможно исходит:

Вариант А. Название города походит от названия кочевого племени «берендеев» (ХІІ ст.).

Вариант Б. Название города пошло от старославянского слова «бердо» – скала, возвышенность.

Вариант В. От названия составляющей части ткацкого станка (бердо). И поскольку жители этой местности изготовляли полотно с помощью берды, их поселение назвали Бердичевом.

Вариант Г. Название города связано с мужским именем Бердач (Берд, Бердич).

Указанный ряд версий относительно происхождения названия города Бердичева интересен, однако носит категорию догадок, потому что не имеет исторической основы. В связи с этим можно утверждать, что название города Бердичева есть производной от существующих версий. Герб, флаг и гимн города, соответственно, не совершенны, требуют соответствующей доработки.

Представляется новая версия происхождения названия города Бердичева. Автор этой версии убеждён, что его версия на ряду с обозначенными выше имеет право на жизнь. Тем более, что глубина исследований представляемой им версии основывается на Библейских названиях источников.

Автор считает, что пребывание значительного количества евреев в городе Бердичеве с незапамятных времен указывает на сакральную особенность города, которая по аналогии отображена в Старом Завете. Это можно подтвердить некоторыми главами из Старого Завета, в т.ч. Числа 21:16, 18 «отсюда отправились в Беэр. Это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ и дам им воды. … Колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими…» В этом случае в Библии имеется сноска, которая объясняет, что «Беэр» – это колодезь.

В Новом Завете Иоанна 4:14 указано «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную».

Старый и Новый Завет как бы определяет две сущности воды, как физическую и духовную. В главе Бытие 16:14 сказано об источнике Беэр-лахай-рои (Источник Живого, видящего меня), который находится между Кадесом и Баредом. Очевидно, что в Библии пейзажи Обетованной земли в местах, где находится источник (колодезь), означающий жизнь, названы Беэр с сопутствующим смысловым уточнением. Таким образом, колодезь и источник символизируют жизнь. При описании пейзажей Обетованной земли указываются источники, в которых вода выбивается из под земли и её можно было черпать из колодца – так называемая территория Дана. Вместе с тем есть ещё и другая территория, называемая в Библии Вирсавия или Беэр-Шиве, в которой еврейское слово «бе’эр’» подразумевает яму или отверстие, выкопанное, чтобы сделать доступным использование запасов подземной воды. А само словосочетание Беэр-Шива означает «колодец клятвы» или «колодец семи». Этот город лежит вблизи дорог и караванных путей. Здесь останавливались путешественники, нуждавшиеся в воде для себя и своих животных.

Можно увидеть сходство названия местности на Земле Обетованной в пересечении торговых путей и караванов – Беэр-Шива с названием города Бердичева как в звучании, так и в расположении города Бердичева на пересечении торговых путей. Поскольку Бердичев, также как и Беэр-Шива, в прошлом находился на пересечении торговых путей («шелковый путь», «из варяг в греки» и т. п.), есть основание утверждать, что его название происходит от еврейского названия соответствующей местности «Беэр-Шива». Я считаю, что евреи выбрали эту местность, испытуя тоску по своей исторической родине и наблюдая сродность территории Бердичева с Землёй обетованной.

Исходя с выше написанного, можно сделать вывод, что единственное изменение в названии города евреи сделали, добавив слово «ди», которое в толковом словаре трактуется, как «дважды» или «двойной». Легко понять, что они представляли эту территорию двойником Беэр-Шивы из Библии.

Разделяя по слогам слово «Бердичев» находим логическое объяснение и понимая сходность в звучании «ч» и «ш» приходим к истокам

Источники Бер-ди-чева = источники Беэр-ди-Шива

Право на существование этой версии укажет время, а пока хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу, а также мнение религиозных общин. Ведь название города определяет не только его сущность, но и его будущее.

Эверт Л.К.
01.10.2012 г.

Беэ́р-Ше́ва́ (ивр. באר שבע‎, «колодец семерых» или «колодец клятвы»; араб.بئر السبع «Бир-эс-Саба»; библ. Вирсавия) — город на юге Израиля.


Декілька зауважень від сайту “Мій Бердичів”:

Автор цієї версії припускає, що саме перебування значної кількості євреїв у місті Бердичеві стало причиною появи його назви. Але нам відомо, що перша писемна згадка нашого містечка датується 1545 роком (назва «Бердичів» зустрічається одразу в двох документах: люстрації Київського воєводства як власність Василя Тишкевича та в опису Житомирського замку), а перша писемна згадка про існування євреїв у Бердичеві – 1593 роком (в інвентарному описі власності Федора Тишкевича від 1593 року згадується єврей, який орендував млин на Гнилоп’яті). Ця розбіжність у часі доволі суттєва, адже малоймовірно, що декілька євреїв надати назву містечку, в якому на цей час вже здавна проживало корінне слов’янське населення зі значною чисельністю.

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here