У известного российского писателя-фантаста есть повесть, в которой ее герои, чтобы иметь возможность мгновенно перемещаться с планеты на планету, должны были рассказывать интересные короткие истории ключникам — тем, кто создал эту транспортную сеть и руководил ею. Истории эти не должны были повторяться, иначе разрешения на перемещение люди не получали. Эта повесть называется «Спектр». Возможно, название возникло у автора именно из-за того, что рассказы-истории отражали некий своеобразный спектр жизни? Хотя, думаю, что происходит оно от совсем другой идеи, заложенной в повесть. Но и моя версия имеет право на жизнь.
Как бы там ни было, расскажу и я вам одну из историй (возможно, и мне удастся переместиться в другие миры? 🙂). Расскажу небольшую историю из прошлого родного Бердичева. Одна из историй, которые принципиально не могут повториться…
Созерцая рост цен на топливо, перипетии с «евробляхами», а особенно за тем, какими темпами растет количество автомобилей на наших дорогах, мы почти забыли о том, какой была наша действительность на заре автомобильного бума. Нет, не в начале века, когда появились первые автомобили. Не так удаленно. А когда автомобили начали появляться у рядовых граждан нашего города. Еще конкретнее — в 60-х и 70-х годах прошлого века.
О тогдашней стоимость бензина сейчас можно только мечтать. Розничные цены на топливо, которые ввели в действие с 1 января 1969 года, сегодня вызывают лишь улыбку: один литр бензина марки А-76 стоил 7,5 копеек (это самая популярная марка, ее заправляли тогдашние грузовики, «Волги» и «Москвичи»), один литр более качественного АИ-93 — 9,5 коп. В начале 70-х цены немного выросли — АИ-93 уже стоил 10 коп., хотя А-76 в цене не изменился. Затем дважды (в 78-м и 81-м) цены выросли ровно вдвое (говорите, в СССР была ценовая стабильность?) и в таком состоянии просуществовали до декабря 1991 года. То есть, А-76 стоил 30 коп., а АИ-93 — 40 коп. за литр. В 70-х и до середины 80-х проблем с наличием бензина А-76 не было никогда, а вот с АИ-93 проблемы возникали только в разгар лета, да и то только на курортных трассах, или в отдаленной сельской местности.
Автомобилисты старшего возраста с уверенностью повидавших жизнь утверждают, что бензин в то время был совсем дешевым. Но посудите сами: в те времена бутылка молока (0,5 л.) стоила 11 копеек, а буханка хлеба — 16 коп. И это при заработной плате в 130-150 рублей. А сколько сейчас стоит бензин, молоко и хлеб? То-то же. Так что вопрос тогдашней низкой стоимости бензина, на мой взгляд, спорный.
Интересный вопрос: где же бердичевские автомобилисты брали тот бензин? Как ни странно, автозаправочные станции (АЗС), которыми сегодня буквально нашпигованы улицы нашего города, — это сравнительно недалекое наше прошлое, реальность последнего поколения. Сорока- и пятидесятилетние горожане еще помнят те времена, когда автозаправок было всего несколько, и находились они не на территории города, а на его окраинах.
Имея плановую государственную экономику, в Советском Союзе торговлей бензином занималась только одна организация — нефтебазы. Это были комплексы сооружений с соответствующим оборудованием, предназначенные для приема, хранения и отпуска горюче-смазочных материалов. Была такая нефтебаза и в Бердичеве. Она обслуживала не только Бердичев и район, а вообще весь юг Житомирской области.
Обычно, бензин продавали или непосредственно на нефтебазе (оптовая торговля для обеспечения предприятий, организаций и учреждений), или с помощью передвижных АЗС — именно на них владельцы автомашин, мотоциклов или мопедов могли приобрести необходимое топливо. Такая передвижная АЗС находилась на конечной автобусной остановке в Гришковцах. Это были несколько цистерн с различными марками бензина, которые обслуживали два водителя-оператора. Не совсем удобно, правда?
В начале 70-х бердичевскую нефтебазу возглавил новый директор — Евгений Иванович Агеев. И именно при нем начинается период интенсивного строительства стационарных автозаправочных станций. Первой из них стала автозаправочная станция, которую разместили на северной окраине поселка Гришковцы. Ввели ее в действие в октябре 1974 года. Строил АЗС коллектив комплексной бригады Киевского спецуправления, сметная стоимость ее сооружения составляла 140 тыс. руб., территория, которую заняла станция — 0,75 га. Пропускная способность этой АЗС достигала тысячи заправок в сутки (станция работала круглосуточно). На время своего появления она стала одной из крупнейших АЗС в Житомирской области. К каждой из восьми колонок организовали отдельный подъезд. Также смонтировали установки для накачки шин и заливки воды в радиаторы автомобилей. Штат АЗС состоял из 9 работников. Это операторы, бухгалтер и старший электрик, он же начальник станции.
С введением в действие новых АЗС нефтебаза смогла закрыть несовершенные бензохранилища на многих промышленных предприятиях и в организациях города и перевела их на талонную систему заправки топливом. Понимая, что это мероприятие увеличит объем работы АЗС, в следующем 1975 году построили еще одну станцию, на этот раз вдвое меньшей пропускной способности. Разместили ее уже на территории Бердичева — в районе кожзавода им. Ильича. Таким образом проблема заправки автотранспорта в городе и районе была решена.
А что же дальше? Наступление независимости Украины, переход на новые рыночные отношения открыли путь для дальнейшего развития отрасли — появились новые, уже частные предприятия, которые занялись поставками горючего. Конкуренция заставила их строить собственные автозаправочные станции. И хотя Бердичевская нефтебаза, уже находясь в частной собственности, еще пыталась конкурировать, построив в конце улицы Чудновской новую собственную АЗС под торговой маркой ANP, этого для экономического выживания оказалось мало. В 2010 году нефтебаза фактически прекратила свое существование. А город сейчас имеет более двух десятков автозаправочных станций, принадлежащих как крупным, так и мелким сетям АЗС.
Анатолий Горобчук.