Домой Новости По следам еврейской памяти — краевед Анатолий Горобчук

По следам еврейской памяти — краевед Анатолий Горобчук

1034
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Старинное еврейское кладбище стало местом последней из целого цикла экскурсий бердичевским некрополем для свободных студентов так называемого уличного университета, сформировавшегося на базе центральной городской библиотеки. Главный лектор и экскурсовод — краевед и исследователь Анатолий Горобчук напоминает: история еврейского кладбища по ул. Житомирской началась более 200 лет назад. При входе — памятный знак, открытие которого состоялось 6 мая 1990 года, однако впервые он был установлен в 1947 году, в память о погибших в годы Второй мировой войны.

Памятник местная еврейская община изготовила за свой счет. Установили на аэродроме возле села Романовка вблизи братских могил. И простоял он там только один день…

Еврейское кладбище — это около 10 тыс. захоронений и 550 уцелевших надгробий. Известно, что во время войны кладбище подверглось большим разрушениям: значительную часть надгробий сдвинута с их места, они лежат хаотично, иногда друг на друге. Так «распоряжались» в свое время оккупационные власти в 1941-42 гг.: немцы были настолько практичными и циничными, что использовали гранит с кладбища для ремонта дорог и изготовления бордюров. 2,5 года продолжалось осквернение кладбища, однако полностью уничтожить все не удалось…

На этом кладбище краевед отличает около 5 типов надгробий. Большинство из них, говорит Анатолий Горобчук, имеют форму валенка. Это типичный надгробие еврейских традиций. Тело умершего заворачивали в саван и хоронили сидя, чтобы, согласно верованиям, было скорее подняться, когда придет на землю Мессия. Такое надгробие символизирует человека, сидящего лицом на Иерусалим. С тыльной стороны каждого надгробия — посвятительная надпись на иврите (это уже потом, в 60-70-х гг., надписи выводили на русском)… А этот надгробный памятник — дерево с обрезанными ветками — символизирует человека, со смертью которого завершается род. Если же это могила женщины — древо жизни с обрубленными ветвями указывает на количество умерших детей. Экскурсанты вспоминают: подобные памятники видим и на католическом кладбище. Итак, в традициях и обычаях бердичевлян (а нас, видимо, не случайно в шутку называют «отдельной нацией»), состоялось тесное переплетение, пересечение, взаимовлияние и взаимообмен.

Третьими по численности на еврейском кладбище есть надгробия в виде гроба или саркофага, по обеих сторонах которого — посвятительные надписи. Есть и узорчатые рисунки, чаще всего это — изображение винограда, символизирующий многочисленных наследников и богатство.

Мацевы — еще один тип надгробий еврейских захоронений. Таких вертикальных каменных стел немало в центральной части кладбища. Надписи на плитах — только на иврите. Интересны рисунки, которые, кажется, ни разу не повторяются.

Кроме основного мотива — древа жизни на мацева изображены фигуры животных (как вот медведя или льва, означающих «могущество»). Часто дерево жизни увенчано короной. Это подчеркивает высокое общественное положение умершего. Изображение рук имеют за благословение.

На нескольких могильных плитах замечаем камни больших и меньших размеров. Это — старинная еврейская традиция, которая уходит во времена средневековья.

Быть на бердичевском кладбище и не зайти в усыпальницу выдающегося благодетеля, духовного лидера и наставника Леви Ицхака — такого приезжие иудеи себе не могут позволить. Более того, паломники специально приезжают ради того, чтобы помолиться у могилы праведника. Каждый год, говорят, более 3 тыс. Паломников едут поклониться великому хасидскому проповеднику.

Внутри усыпальницы, разобранной в советские времена и отстроенной в 1991 году на средства израильского мецената и обновленной в 2007 году, находится не только могила цадика. Рядом дело — могилы родственников, слева — похоронены ученики. За стеной усыпальницы — могила его жены. Полки со свечами, на одной из которых свеча горет постоянно. Напротив могил — место для молитв. Здесь постоянно, кроме субботы, дежурит Григорий Маркович, который называет себя «Шомером», то есть хранителем. Он говорит: 1785 — год рождения Леви Ицхака. Тогда в Бердичеве и близлежащих селах проживало (представить только!) около 50 тыс. евреев. Их потомков сегодня разбросало по всему миру, и они возвращаются к могилам предков, поклониться святому.

Мы останавливаем наш разговор с хранителем усыпальницы. Он должен встретить приезжих. Эти паломники перед тем, как помолиться цадику, просят у него благословения, о чем-то разговаривают, даже видно, шутят, а потом ревностно начинают молиться. Просят у святого мира, здоровья, благополучия…

Экскурсия еврейским кладбищем — одна из большого цикла путешествий бердичевским некрополем, говорит краевед Анатолий Горобчук. Это важно и нужно, ведь это — память…

Репортаж: Елена Лукьянюк.

За материалами ТРК «ВИК».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here