Home Історія Еврейские святыни Бердичева Леви-Ицхак бен Меир Бердичевский

Леви-Ицхак бен Меир Бердичевский

2984
0
SHARE

ЛевиИцхак Бен Меир (раввин Леви-Ицхак из Бердичева) (5500-5570 / 1740-1809 гг.) – выдающийся праведник, один из духовных лидеров своего поколения.

Раввин Леви-Ицхак Бен Меир (раввин Леви-Ицхак из Бердичева) родился около 1740 (5500) года в Галиции в местечке Гусаков, находящийся рядом с городом Пшемысль (вероятно, это современный городок Гусятин Тернопольской области). Его отец Меир бар Моше был раввином Гусакова. По отцовской линии Леви-Ицхаку предшествовало тридцать шесть поколений выдающихся раввинов и знатоков Торы. Его мать Сара происходила из рода знаменитого законоучителя и комментатора Талмуда раввина Шмуэля Ейдельса (Маарша), который в свою очередь происходил от большого учителя ашкеназского еврейства Маарама с Роттенбурга.

Леви-Ицхак изучает Тору у отца, а с двенадцати лет – в ешиве города Ярослава, крупного центра еврейской учености, расположенного севернее Пшемысля. Еще до достижения возраста бар-мицвы он прославился в качестве вундеркинда под именем “илуй[1] из Ярослава”.

Хасидская фантазия, как она это делала и с другими своими любимцами, сплела вокруг р. Леви-Ицхака венок из легенд. Рассказывают, что в тот час, когда родился Леви-Ицхак, Бешт ощутил большую радость и сказал святой братии: “Появилась на земле душа, которой суждено стать защитницей Израиля перед Б-гом”. И еще сказал Бешт: “Когда душа эта спускалась на землю, предстал Сатана перед Б-гом и начал Ему жаловаться: если, мол, эта душа сойдет на грешную землю, тогда наступит конец моему делу, ибо она наставит всех на путь праведный. И утешил его Г-сподь, говоря: это будет раввин, и он будет обременен делами своей паствы”. Великая душа, облекшаяся плотью рабби Леви-Ицхака, – утверждали праведники того времени, – была новым воплощением души рабби Акивы.

Вскоре после бар-мицвы Леви-Ицхак женится на дочери богатого раввина Израэля Переца из города Любартов, что недалеко от Любляны. Молодая семья селится рядом с домом тестя, который принимает на себя все заботы по их содержанию.

В Любартов Леви-Ицхак занимается вместе с выдающимся законоучителем раввином Йозефом Теомим, который написал знаменитый комментарий на кодекс Шульхан арух.

В семнадцать лет Леви-Ицхак знакомится с одним из вождей хасидского движения раввином Шмуэлем-Шмелке Гурвицем, который вводит его в круг учеников раввина Дов-Бера (известного как Магид из Межерича). Леви-Ицхак был одним из немногих учеников, который сумел постичь заветную сущность учения Магида и приобщиться к его духовному свету. Так Леви-Ицхак становится ревностным хасидом.

В 1761 (5521) году, в возрасте двадцати одного года, р. Леви-Ицхак стал председателем раввинского суда в городке Ричволь, он сменил на этом посту старшего друга раввина Шмуэля-Шмелке Гурвица. Несколько лет спустя он возглавляет общину городка Желехов, что полностью состояла из миснагдим (противников хасидизма).

В 1772 (5532) году по инициативе Виленского Гаона начались гонения на хасидов. Получила огласку религиозная направленность р. Леви-Ицхака. Во времена гонений, последовавших после провозглашения “большого терема”, его лишают раввинского “трона”.

В 1775 (5535) году р. Леви-Ицхак становится главным раввином города Пинск, расположенного на юге Полесья. Но летом 1784 (5544) года, после того, как в течение нескольких лет раввин Леви-Ицхак продолжал столь же настойчиво, как и в Желехове, распространять хасидский учения, его также выгоняют и из Пинска.

В 1785 (5545) году, когда он достиг 45-и летнего возраста, р. Леви-Ицхак становится главным раввином Бердичева, крупнейшего города на Волыни, где влияние хасидов было наибольшим. С этого времени два понятия: Цадик и его город, р. Леви-Ицхак и Бердичев – слились в одно целое. Жители Бердичева сумели по-настоящему оценить то сокровище, которое попало к ним в руки. Именно в Бердичеве р. Леви-Ицхак нашел преданных, любящих его евреев, видевших в нем своего Наставника, Учителя и Отца. Именно в Бердичеве солнце р. Леви-Ицхака достигло зенита, взошло в полную силу. Однако, несмотря на значимость своего нынешнего положения, он много путешествует, собирая средства на благотворительные нужды. В своих путешествиях он всегда окружен людьми, он зажигает их сердца своей любовью к Всевышнему и желанием служить Ему.

Раввин Леви-Ицхак молился крайне эмоционально, с громкими криками и рыданиями – его плач, который исходил из глубины души, поднимался к небесам: даже наиболее приземленные и черствые люди плакали и достигали подлинного раскаяния, молясь вместе с ним. О том, как он молился, повествует один из его биографов: “Леви-Ицхок произносил слова молитвы с трепетом, дрожа всем телом; от волнения он подчас не мог стоять на одном месте. Вот он молится в одном конце синагоги, а через минуту его голос раздается уже в другом конце. Люди замирали, вслушиваясь в оттенки его голоса, сердца наполнялись восторгом и всяческая скверна покидала души”. Когда наступал месяц элул, рабби Леви-Ицхак надолго удалялся от всего житейского. Его религиозный экстаз в эту пору доходил до того, что с ним невозможно было говорить. В этот месяц он то и дело призывал паству к покаянию и часто посылал своего “шамеса” напомнить народу, что надвигаются “страшные дни”.

В дни Рош Ха-Шана он сам исполнял обязанности “баал-тфило” (кантора). Тогда, гласит предание, он был “вне плоти”. Голосом, проникающим в самую душу, со своеобразным напевом читал он молитвы и часто прерывал их увещеваниями, обращенными к народу или к Богу. Рабби сам трубил в “шофар” (рог) в праздник Рош Ха-Шана. Очевидец рассказывает об этом следующее: “За поясом у него висело несколько шофаров, сам он был вне плоти, замирали сердца у всех, видевших его, все дрожали перед ним, как перед ангелом Б-жьим”. Однажды, – рассказывает предание, – рабби трубил, но звук часто прерывался, тогда он рассердился и воскликнул: “Владыка Mиpa! Если так, то пусть трубит тебе Иван!”.

Его привычным обращением к Богу было слово на идиш – “Дер Баремдикер” (Милосердный). Рассказывают, что однажды бердичевский чиновник, осуществлявший регистрацию еврейского населения, зашел к р. Леви-Ицхаку и попросил указать его фамилию. Р. Леви-Ицхак, погруженный в молитву, несколько раз громко повторил слово “Дер Баремдикер”. Чиновник решил, что это и есть ответ на его вопросы и зарегистрировал семью р. Леви-Ицхака под этой фамилией. Некоторые его потомки, оказавшись в Израиле, перевели эту фамилию на иврит и называют себя “Рахмани”. Существует и другая версия происхождения фамилии Дербаремдикер: потомки раввина получили эту фамилию в честь начала каждой молитвы, написанной р. Леви-Ицхаком.

Раввин Леви-Ицхак стал одним из духовных лидеров своего поколения – тысячи хасидов приезжали к нему за советом и наставлениями. Благодаря его присутствию Бердичев превратился в центр хасидского движения на Волыни и центральной Украины. Духовное наследие р. Леви-Ицхака отражена в его книге “Кдушат Леви” (“Святость Леви”), построенной в соответствии с порядком воскресных глав Пятикнижия. В книге “Кдушат Леви” получило свое дальнейшее разработку учения о цадика, занявшее в хасидизме одно из центральных мест. Книга выдержала многочисленные переиздания и стала классикой хасидизма.

В 1793 году р. Леви-Ицхак заболел. Слабое тело не выдержало напряжения вечно мятущегося, неугомонного духа. Болезнь отразилась и на его душевном состоянии. Раввин Леви-Ицхак сделался предметом трогательного внимания и забот со стороны своих многочисленных почитателей. Даже из других городов приезжали хасиды и цадики, чтобы справляться о здоровье любимого учителя. Возносились горячие молитвы о ниспослании ему исцеления. Сам больной в это время, как рассказывают, быстрым шепотом читал молитвы из маленького молитвенника. Цадики-современники утверждали, что “на небе было тогда большое недовольство против Леви-Ицхака, ибо он в тот год слишком “дерзал против высших сфер”. Целый год тяжелый недуг угнетал плоть и дух р. Леви-Ицхака, и только по истечении этого срока наступило полное выздоровление.

Выздоровев, р. Леви-Ицхак продолжал с прежним рвением дело духовного совершенствования своей паствы, распространяя не только хасидизм, но и раввинское знание. В своей школе-молельне он читал молодым людям лекции о Талмуде и его комментариях.

Не сторонился р. Леви-Ицхак и мирских дел. Так, в 1802 году раввин Леви-Ицхак созвал собрание русских раввинов для обсуждения вопроса относительно решения правительства о запрете жить евреям в селах. В 1807 году он начал призывать жертвовать средства на армию для борьбы с Наполеоном.

У р. Леви-Ицхака в семье было пятеро детей: три сына и две дочери. Старший, раввин Меир, умер еще при жизни отца. Второй сын, раввин Исруель, был раввином города Пиков. После смерти отца он занял место раввина Леви-Ицхака в Бердичеве. Третий сын – раввин Дов Бериш. Одна дочь Леви-Ицхака стала женой раввина Йосефа Бинима, другая дочь стала женой раввина Натана с Кожниц.

Рабби Леви-Ицхак скончался в Бердичеве двадцать пятого тишрея 5570 года (сентябрь 1809 года) и был похоронен на местном кладбище. На его могиле воздвигнут каменный “шатер” (усыпальница) без всякой надписи. Но народ знал, что это – священное место упокоения “Бердичевского раввина”. К его могиле приходили и приходят верующие, приходят в случае личного горя или в дни общественных бедствий, чтобы молить великого народного печальника о заступничестве перед Богом. Со времени смерти р. Леви-Ицхака в Бердичеве нет больше “раввина”; местные духовные пастыри не носят этого титула, а довольствуются более скромным званием “мойре ойроэ” (учитель, наставник в области закона).

В советские времена, в годы религиозных гонений, усыпальница р. Леви-Ицхака пришла в упадок и была разобрана. Современная усыпальница святого Леви-Ицхака построена в 1991 году на средства израильского мецената Нахмана Эльбаума. В 2007 году силами религиозной общины была проведена реконструкция усыпальницы и прилегающей к ней территории – возведены новые стены, установлено ограждение.

sviatyni_13
Усыпальница Леви-Ицхака Бердичевского, 2009 г.

Площадь усыпальницы составляет 8,0 на 7,5 м. В помещении находится собственно могила цадика, рядом справа – четыре могилы родственников цадика, слева – шесть могил его учеников. У изголовья за стеной усыпальницы – могила его жены. Также у изголовья цадика непосредственно в помещении усыпальницы стоит короб для записок цадику, немного выше на стене находятся три полки для свечей. На средней полке свеча горит постоянно. Напротив могил – место для молитв.

Сегодня могила раввина Леви-Ицхак Бен Меир Бердичевского остается местом паломничества хасидов со всего мира. Ежегодно почти 3 тыс. паломников со всех стран мира приезжают поклониться великому еврейскому проповеднику.

 


 

Levi Yitzchak ben Meir of Berdichev

 Levi Yitzchak ben Meir (5500-5570/1740-1809) is one of the spiritual leaders of his generation.

Rabbi Levi Yitzchak (Rabbi Levi Yitzchak from Berdichev), the thirty-six generation in a dynasty of great rabbis, was born in 1740 (5500) in Gusakov, Galicia (present town of Husyatin, Ternopol region). His father Meir bar Moshe was a rabbi of Husakov. His mother was descended from the generation of the famous religious teacher and commentator of Talmud Rabbi Shmuel Eydels (Maarsh), who was descended, in his turn, from the generation of the great teacher of Ashkenazi Jewry Maar from Rothenberg.

Levi Yitzchak studied Torah with his father and then in the town of Yaroslav. Levi Yitzchak had been a child prodigy, acclaimed in his early years as an illuy (genius).

According to the Hasidic tradition, on the day of Levi Yitzchak’s birth, the Besht held a joyous gathering, informing his followers that the soul of a defender of the Jewish people had entered the world.

Soon after bar-mitzvah Levi Yitzchak married into a wealthy family of Rabbi Peretz and moved to Levertov, his wife’s hometown.

When he was seventeen Levi Yitzchak met one of the leaders of Hasidic movement Rabbi Shmelke Horowitz and became a disciple of Maggid of Mezeritch. So Levi Yitzchak became an ardent Hasid.

In 1761 (5521), at the age of 21, Levi Yitzchak became a Chairman of a Rabbinical Court in the town of Richvol. Some years after he led the community of town of Zhelechov, which consisted entirely of Misnagedim (opponents of Hasidism).

In 1772 (5532) a persecution on Hasids began by initiative of the Gaon of Vilna. The religious  orientation of Levi Yitzchak became known. So he was forced to relinquish his post.

In 1775 (5535) Rabbi Levi Yitzchak became a Chief Rabbi of the town of Pinsk. But there he met with the same fate.

Behinninh with 1785 (5545), when he was 45 years old, and up to the end of his life Rabbi Levi Yitzchak held the position of the Rabbi of Berdichev, the largest town of Volyn, where the influence of Hasids was the strongest. Since that time Tzaddik and his town, Rabbi Levi Yitzchak and Berdichev had become inseparable.

Rabbi Levi Yitzchak was one of the most beloved Hasidic leaders. In Berdichiv he found dedicated and loving Jews. He had been for them as a Preceptor, a Teacher and a Father.

Rabbi Levi Yitzchak also travelled much, gathering necessary things for charity. During his journeys he was always surrounded by people, he kindled their hearts with his love to God and desire to serve Him.

Rabbi Levi Yitzchak usually prayed rather emotionally, with shouts and sobbing. His crying, coming out of his heart, ascended to Heaven and even the most hard-hearted people cried and reached a real repentance. His method of prayer can be described only as ecstasy.

Rabbi Levi Yitzchak usually addressed God with the word “derbaremdiker” (merciful). During the reign of Alexander I, the officials issued a decree to give last names to the Jews. When a clerk came to the house of Levi Yitzchak, the latter was saying his prayer and couldn’t stop. But the clerk kept asking what last name he wanted for himself. Rabbi Levi Yitzchak repeated several times the word “derbaremdiker” and the clerk put it down in his roster, thinking it was a reply. Some of Levi Yitzchak’s descendants translated this surname into Hebrew and named themselves “Rahmani”.

Rabbi Levi Yitzchak became one of the spiritual leaders of his generation. Thanks to him Berdichev became the centre of Hasidic movement of Volyn and Central Ukraine. His book “The Kaddish of Rebbe Levi Yitzchak” is his spiritual heritage.

Rabbi Levi Yitzchak had three sons and two daughters. The oldest son, Meier, died at a young age. The second one, Israel, succeeded his father as a leader of Hasidic movement. The third son was Rabbi Dov Berish. One daughter became the wife of rabbi Joseph Binim, another daughter’s husband was Rabbi Nathan from Kozhenitz.

Rabbi Levi Yitzchak died in Berdichev on the 25th of Tishrei, 5570 (in September of 1809) and he was buried in the old Jewish cemetery. A stone “tent” (a tomb) was erected on his grave without any inscription. But everybody knew that it was the sacred resting place of the “Rabbi of Berdichev”. Until this day, Jews from around the world flock to Berdichev to pray at the tomb of the “Lover of Israel”, asking him to intercede on their behalf on high, just as was his custom and passion during his earthly lifetime.

 


 

[1] Илуй (иврит) – отрок выдающихся способностей.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here