Home Історія Еврейские святыни Бердичева Еврейские кладбища

Еврейские кладбища

5046
0
SHARE

Кладбище на улице Шевченка

 Ул. Шевченка, 7. Центральная часть города, территория парка культуры и отдыха им. Т.Г. Шевченка.

Еврейское кладбище возникло в XVI-XVII вв. на восточной окраине города. Восточной частью кладбище прилегало к Никольской улице (современное название – улица Шевченко) и синагоге цадика Ухарара; западной частью – к Кладбищенской улице и синагоге под этим же названием, с юга кладбище граничило с частными домами, а с севера – с районом синагоги “ортодоксов” – хабадейна, и бывшего цеха шапочников. Кладбище было обнесено каменным забором. Всего площадь кладбища равнялась 3 га – и сегодня это фактически территория парка культуры и отдыха им. Т.Г. Шевченка.

Первые захоронения появились здесь еще в XVI-XVII вв. На то время это была восточная окраина Бердичева. И только через века в связи с разрастанием города, кладбище оказалась фактически в его центральной части. Наиболее древние захоронения размещались в восточной части кладбища. Здесь были похоронены многие известные религиозные деятели – цадики и раввины, среди которых ребе Либер с Быстрика, который умер на 104-м году жизни, его отец ребе Ашкинази; также талмудист Моисей, известный бердичевский раввин XVIII века Залман Иекутиель (?-1761) и другие. Здесь хоронили не только городских евреев. За документальными свидетельствами, последние захоронения датировались 1797-1798 годами.

Надгробия были преимущественно каменные, часть – деревянные. Со временем большая часть надгробий на кладбище опустилась глубоко под землю, кладбище пришло в упадок.

Старожилы города помнят очень старую грушу (два человека не могли охватить ее ствол), растущую в восточной части кладбища: евреи называли ее “святым деревом предков”.

sviatyni_19
Старое еврейское кладбище в Бердичеве (справа от дерева – надгробие р. Либера Великого).
Фотография из книги “Photographing the Jewish Nation Pictures from S. An-sky’s Ethnographic Expeditions”.

В конце 20-х годов в Государственном институте проектирования городов было разработано новое планирование Бердичева, что существенно меняло облик города и грозило уничтожением многим его достопримечательностям. Так, на месте древнего еврейского кладбища был разбит парк отдыха. В связи с этим Бердичевским музеем инициируется вопрос об объявлении старой части еврейского кладбища заповедником местного значения. Поначалу так и происходит: в июле 1929 года эту территорию на основании решения Бердичевского горсовета было отведено под заповедник еврейской материальной культуры местного значения. Тогда же по инициативе директора Бердичевского государственного историко-культурного заповедника Т.Н. Мовчановского были проведены обследование кладбища и археологические раскопки. Объектом раскопок были избраны захоронения, датированные 1719 годом, которые находилось в южной части кладбища. В этом месте осталось около 50 надгробий преимущественно захоронений XVIII века, а на всей территории кладбища – более 100 надгробий. В результате раскопок было зафиксировано три уровня захоронений. Найдено большое количество разнообразных предметов, в том числе трубки, посуда, пуговицы и т. п.

В ноябре 1930 года Бердичевский горсовет внезапно отменил свое предыдущее решение и предложил Т.Н. Мовчановскому перенести наиболее ценные надгробия в музей. Кладбищенская артель начала сносить представляющие интерес для науки художественные и исторические надгробия, сбрасывать в провалы и ямы выкопанные плиты и скелеты. Кладбище ликвидировали, а через несколько лет на его месте обустроили парк отдыха.

Во время Великой Отечественной войны оккупационными властями на территории снесенного кладбища был образован военный участок, где были похоронены немецкие солдаты и офицеры. После освобождения Бердичева от немецко-фашистских захватчиков этот участок практически сравняли с землей, а в середине 80-х годов прошлого века его полностью ликвидировали.

Сегодня на территории бывшего кладбища сохранилось только одно захоронение – святого Либера Элиэзера. По рассказам, во время разрушения кладбища в 30-х годах могилу святого Либера сохранили и она долгое время оставалась на территории парка в виде возвышения. В 80-х годах прошлого века могилу восстановили: она находится в центральной части городского парка, возле выхода в сторону улицы Шевченко. На могиле установлено надгробие с железобетона, в который вмонтирована гранитная плита. Надпись на плите отсутствует. Но фактическое местоположение могилы святого Либера было несколько иным, о чем свидетельствуют фотографии начала XX века, изготовленные Соломоном Борисовичем Юдовиным (1892-1954).

Сегодня ничто, кроме могилы святого Либера, не напоминает жителям и гостям города о том, что здесь когда-то находилось еврейское кладбище.

 

Кладбище в Бердичеве на улице Житомирской (бывшая улица Ленина)

 Ул. Житомирская, 72, северная часть города. Кладбище заложено в конце XVIII века (по некоторым данным – в 1798 году), на момент основания это была окраина Бердичева. Последние захоронения датируются ноябрем 1973 года: с этого времени кладбище закрыто для захоронений. На сегодня на территории кладбища сохранилось более 550 захоронений.

Кладбище имеет почти четкую прямоугольную форму. С юга ограничено путями железнодорожной магистрали Казатин-Шепетовка (ЮЗЖД), с запада – улицей Ленина, с севера – улицей Куйбышева, с востока – территорией авторынка и жилыми застройками.

Надгробия на могилах – преимущественно отлитые из извести и цемента, обтесанные или вырезанные из камня (известняк, гранит), изготовлены бердичевскими мастерскими в XVIII-XIV вв. Им присущи художественные композиционные формы традиционных библейских сюжетов и талмудських символов. Большинство надгробий имеет форму “валенка” (с обязательной ориентацией ступни на запад), или дерева со срубленным ветвями. Надгробия имеют в своем орнаменте растительные эмблемы и символы. Надгробные плиты бердичевского кладбища во многом уникальны для Волыни.

sviatyni_17
Еврейское кладбище, 2008 г.

На кладбище хоронили не только городских евреев. Здесь находятся могилы многих известных религиозных деятелей – цадиков и раввинов из других местечек Волыни.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. кладбище уцелело, хотя оккупационные власти в 1941 году начали работы по его уничтожению: часть надгробий была перенесена в центральную часть кладбища, часть использована для ремонта городских автодорог.

В южной части кладбища рядом с железнодорожной насыпью находится памятный знак жертвам политических репрессий, прокатившихся кровавой волной в 1937-1938 годах. 14-15 мая 1990 года на пустыре кладбища была проведена эксгумация части могил, которую провели соответствующие специалисты. Ими было установлено, что здесь находятся групповые захоронения расстрелянных в 1937-1938 гг. граждан. В пять больших, обтянутых красной материей, гробов собрали останки 195 человек, каждый из которых погиб от пули в затылок. По поводу этих событий 18 мая того же года состоялась гражданская панихида. Сам памятный знак открыт 18 апреля 1995 года на месте перезахоронения останков жертв репрессий. Надпись на памятном знаке (на украинском языке): Жертвам репресій від бердичівлян. 1995 р.”.

При входе на кладбище находится памятный знак жертвам массовых расстрелов евреев Бердичева, которые состоялись 15-16 сентября 1941 года. На памятнике высечено звезду Давида и надпись на идиш и русском языке: В память евреям Бердичева, павшим в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны и мирным жителям расстрелянных фашистами 1941-1945″. Сначала в 1953 году этот памятный знак был установлен на месте массовых расстрелов евреев около военного аэродрома вблизи села Радянское. Но монумент простоял всего один день: ночью по приказу руководства аэродрома памятник был демонтирован и увезен в неизвестном направлении. Через четверть века памятник нашли на территории еврейского кладбища и установили при входе в него. 6 мая 1990 года у памятника в честь его установки состоялся траурный митинг, организованный Обществом еврейской культуры Бердичева.

В 1809 году в северо-восточной части кладбища был захоронен рабби Леви-Ицхак Бен Меир Бердичевский. На его могиле воздвигнут каменный “шатер” (усыпальница) без всякой надписи. В советские времена, в годы религиозных гонений, усыпальница Леви-Ицхака пришла в упадок и была разобрана. Современная усыпальница святого Леви-Ицхака построена в 1991 году на средства израильского мецената Нахмана Эльбаума. В 2007 году силами религиозной общины была проведена реконструкция усыпальницы и прилегающей к ней территории – возведены новые стены, установлено ограждение.

Усыпальница имеет размеры 8,0 на 7,5 м. В помещении находится собственно могила цадика, рядом справа – четыре могилы родственников цадика, слева – шесть могил его учеников. У изголовья за стеной усыпальницы – могила его жены. Также у изголовья цадика непосредственно в помещении усыпальницы стоит короб для записок цадику, немного выше на стене находятся три полки для свечей. На средней полке свеча горит постоянно. Напротив могил – место для молитв.

Сегодня могила раввина Леви-Ицхак Бен Меир Бердичевского остается местом паломничества хасидов со всего мира. Ежегодно почти 3 тыс. паломников со всех стран мира приезжают поклониться великому еврейскому проповеднику.

sviatyni_20
Могила раввина Шмарье (Шмэрла) из Бердичева.

На территории кладбища также находится усыпальница Макаровского цадика Мойше Мордехай Тверского (1844-1920), его сына рабби Цви-Ария Тверского (?-1935) и зятя Цви-Ария – рабби Хаима Каннера (?-1937).

В 2010 году на кладбище было найдено место захоронения раввина Шмарье (Шмэрла) из Бердичева, сына раввина Аврум-Эли с брацлавских хасидов, который умер 4 ноября 1910 года (на 2-й день месяца хешван 5671 года). К 100-летию со дня его смерти могила раввина была отреставрирована и рядом с ней установлена стела с памятной надписью:

Усыпальницы цадиков – ограждение предков
под руководством великого раввина р. Исраэля-Меира-габая
Здесь похоронен
уникальный из брацлавских хасидов
прославленный среди людей нашего круга
из переписчиков предания
святой раввин ребе
Шмэрл из Бердичева
да будет благословенна память о праведнике святом, да защитит он нас – аминь
Выдающийся ученик святого раввина ребе Аврума, сына р. Нахмана
да будет благословенна память о праведнике святом, да защитит он нас – аминь
автор книги “Бэур га-ликутим” о сборниках ребе Нахмана Брацлавского и …

 На протяжении последних лет между городской властью Бердичева и Международной организацией по сохранению еврейских захоронений ведется дискуссия относительно установления границ кладбища, которые претерпели значительные изменения в 70-е годы XX века. Международная организация настаивает на восстановленные начальных границ, поскольку значительная часть кладбища в свое время была передана под жилую застройку и авторынок, существующие по сей день. На сегодня этот вопрос, несмотря на решение судебных органов, остается открытым.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here