Home Проекти Бердичівляни розповідають Дата звільнення Бердичева – 5 січня 1944 року

Дата звільнення Бердичева – 5 січня 1944 року

2014
0
SHARE

Як відомо, офіційно датою звільнення Бердичева від німецьких військ є 5 січня 1944 року. Саме цього дня біля 16 години радянські війська повністю оволоділи територією міста. Але наприкінці 1990-х років свідки тих подій стверджували, що ще на Різдво, а це відповідно 7 січня, містом володіли загарбники, які проводили в оселях бердичівлян обшуки на предмет виявлення партизан і не виказували ознак паніки з-за наближення до Бердичева радянських військ.

То коли ж звільнили Бердичів? Чи це було все ж католицьке Різдво (відповідно, 24 грудня)? Питання поки що залишається відкритим.

На початку січня 2014 року ми отримали цікаву розповідь очевидця подій початку січня 1944 року. Георгій Авджиєв народився в Бердичеві у 1926 році, на момент визвольних боїв 17-річний юнак перебував у місті в рідній домівці. Приводимо його спогади:

К моменту, когда к городу подошли наши войска, мне уже было 17 лет. Моя семья все это время, включая оккупацию, жила в глиняном домике на улице Красноармейской, дом 13 (сейчас, после перенумерации – № 33).

В течение ночи с 3 на 4 января 1944 года район Красноармейской улицы интенсивно обстреливала наша артиллерия, семья отсиживалась в самодельном блиндаже в саду. Больше всего снарядов рвалось не на нашей стороне улицы, а на четной: на огородах домов 28 и 30 (по современной нумерации) была расположена артиллерийская батарея немцев, которую наши артиллеристы хорошо пристреляли еще до начала штурма города. К рассвету 4 января канонада прекратилась. Мы осмелели, перешли в дом, мама стала готовить что-то на завтрак. Я не смог преодолеть любопытства и пошел на соседские участки посмотреть, ушла ли немецкая батарея.

На месте батареи творилось что-то невообразимое. Фантастическая каша из порванных и искореженных пушек, перемешанных с землей, гнутые стволы и оторванные колеса, разбитые в щепки снарядные ящики и разбросанные по земле гильзы и неотстрелянные снаряды, по периметру площадки кое-где сохранился непритоптанный снег, преимущественно розово-красный. И ни одного трупа. До сих пор не пойму – или они, поняв свою обреченность, предпочли своевременно смотаться с батареи живыми (а кровь на снегу – от раненых), или умудрились трупы своих забрать и захоронить при более подходящей остановке.

Тогда же, утром 4 января я отчетливо услышал в восточной стороне крики “Ура!”. Красная Армия после основательной артподготовки начала штурм города. Потом послышалась и стала усиливаться ружейно-пулеметная перестрелка, а ближе к середине дня она переместилась несколько к северу, как будто наступление велось в направлении на железнодорожный вокзал.

А в середине дня бабушка (ее окно выходило на улицу) вдруг закричала:

– По улице наши солдаты идут!

Я как был в рубашке, так и выскочил во двор, посмотрев на бабушкины ходики. На них было половина первого. По улице шли небольшими группами, не походной колонной, а свободно, красноармейцы с винтовками наперевес, у части бойцов были автоматы. Когда я подбежал к калитке, к ней приближался офицер в бывшем белом полушубке, с пистолетом в руке. Я, торопясь спросить, пока он не прошел мимо, крикнул:

– Товарищ командир, вы насовсем пришли, отступать не будете?

Офицер зло ответил:

– А ты что – хотел бы, чтобы мы отступали?

– Да что вы, товарищ командир! Я к тому, что в случае чего я с вами уйду. Найдется у вас какая-нибудь лишняя винтовка?

– Отстань, пацан! – уже не сердито ответил офицер, – война закончится не завтра. Еще навоюешься.

Подразделение прошло дальше по улице к речке, не встречая сопротивления немцев.

Однако наша улица – еще далеко не весь Бердичев. К сумеркам перестрелка переместилась еще дальше на запад, где-то в стороне крепости (собор Босых Кармелитов) шел непрерывный жестокий бой. Город горел. В стрельбе слышались и орудийные выстрелы, и частые хлопки таковых пушек. Низко в небе над районом боев летали стаями огненные “буханки хлеба” – мины немецких шестиствольных минометов Nebelwerfer. Стрельба не затихла даже к ночи. Так и уснули в ночь на 5 января под музыку войны.

Утром 5 января бой передвинулся еще дальше на запад. Мы с отцом “стратегически” решили, что наши за ночь выгнали немцев за речку и теперь развивают наступление на ровной территории по левому берегу Гнилопяти. А во второй половине дня (точно времени не помню) все стихло. Город Бердичев был освобожден.

Таким образом, дату полного освобождения Бердичева следует считать 5 января 1944 года. Информация о том, что в день рождества 7 января немцы заглядывали в дома, искали партизан – является ложной. Может быть, кто-то неумышленно перепутал даты, а может быть, это кому-то было нужно…

Георгий Авджиев,

13 января 2014 года, Ухта, РФ.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here