Старые еврейские кладбища одни из самых интересных, и, к сожалению, почти не известны широкой общественности памятники истории Бердичевщины.
Кроме кладбища на улице Житомирской, мало кому известно о существовании кладбищ (по крайней мере, их остатков) в Райгородке, Романовке и не так отдаленном от Бердичева Иванополе (все в свое время имели мощные еврейские общины, а в Райгородке и Иванополе-Янушполе действовали кагалы). Туристические путеводители о них даже не вспоминают. Но это действительно неотъемлемая часть нашей истории, ведь культура бердичевских, а в широком смысле — украинских евреев развивалась именно на нашей земле и вобрала в себя многие элементы украинской народной культуры. И хотя исследователи больше вспоминают о переходе элементов еврейской культуры в украинскую (стоит вспомнить воспоминания известного еврейского публициста Владимира Жаботинского: «Я побывал в Бердичеве в начале этого столетия (XX в. — прим. авт.) и даже тогда застал еще на железнодорожной станции православных грузчиков, которые изъяснялись на гораздо более чистом идиш, чем я сам, а в говоре их звучал настоящий еврейский распев»), следует понимать и тот факт, что и евреи так же перенимали украинскую культуру, ее элементы и внедряли в свою жизнь.
В этом смысле интересно исследовать символику надгробных барельефов старинных еврейских кладбищ. И бердичевское кладбище, как наибольшее в округе, в этом плане очень показательно. Сейчас на кладбище сохраняется значительное количество мацевот — еврейских надгробий в форме вертикальной каменной плиты. Они интересны не только своим почтенным возрастом, но и высокохудожественной резьбой по камню. Это настоящие шедевры, произведения искусства.
Надгробия в иудаизме — это памятники с достаточно многослойным значением. Здесь и очень интересные, часто поэтические эпитафии (в большинстве случаев наблюдается либо прямое цитирование, или намек на тексты из священных еврейских книг) и оригинальные изысканные барельефы, каждый из которых несет глубокую смысловую нагрузку. Стоит отметить, что религия запрещает евреям изображать на надгробиях людей, поэтому портреты отсутствуют (в отличие от могил, которые появились в середине XX в., где на многих надгробиях видим портреты умерших). Поэтому в древности «портрет» покойного, его привычки, профессию, родословную, характер и т.д., обычно «зашифровывали» различными символическими изображениями.
Надгробия на могилах бердичевского кладбища преимущественно отлитые из извести и цемента, обтесанные и резные из камня (известняк, гранит). Большинство из них имеют форму «валенка» с обязательным направлением ступни на запад. Появление такого надгробия объясняется тем, что он символизировал умершего человека, которого не клали в эту могилу горизонтально, а сажали, ориентируя тело лицом на восток (или ногами на Иерусалим).
Значительное количество таких надгробий находится в центральной части кладбища, где они лежат хаотично, порой друг на друге. Это объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. оккупационная власть начала работы по уничтожению кладбища, которые продолжались в 1941 и 1942 годах. Часть надгробий перенесли в центральную часть, гранит использовали для ремонта дорог. Но уничтожить кладбище не успели, хотя оно и претерпело значительные разрушения.
Вторыми по распространенности надгробиями есть памятники в виде ствола дерева с обрезанными ветками. Имеют такие «деревья» разнообразную форму и размеры — встречаются высотой как около одного метра, так двухметровые и выше.
Версий появления таких надгробий довольно много. По одной из них ствол с обрубленными ветвями ставили на могилах семей, где умерло много детей. Также такие надгробия устанавливали на могиле мужа, со смертью которого исчезал род. Но встречаются могилы с такими надгробиями, где похоронены женщины — как молодые, незамужние, так и замужние. Для последних считается, что количество отрубленных ветвей указывает на количество умерших детей.
Интересно, что такие надгробия встречаются и на православных и католических кладбищах Бердичева (отличие только в присутствии на христианском памятнике креста, или пятиконечной звезды). То есть, это не сугубо еврейская традиция, или эта традиция перешла от одной культуры к другой (а вот «валенок» на других кладбищах, по понятным причинам мы не встретим).
Третьими по численности на бердичевском кладбище есть надгробия в виде гроба, или саркофага. На их боковых сторонах нанесены посвятительные надписи, часто встречаются узорчатые орнаменты, также с изображением винограда. Виноград в еврейской традиции — это символ плодовитости, а также многочисленных потомков умершего человека.
Следующими по распространенности на кладбище есть, собственно, мацевот — вертикальные каменные плиты. Их достаточно много и сосредоточены они в центральной части кладбища. Надписи на них выполнены исключительно на иврите (на надгробиях других типов — «валенке» и «дереве» — иногда встречаем надписи на двух языках). Но наиболее интересны рисунки.
Символы, изображенные на мацевах, отражают религиозный и общественный статус умершего, его профессию, личные достоинства и тому подобное. Из исследования мацев, которые сохранились на других кладбищах (Львов, Сатанова и др.), например, известно, что руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках изображались на могилах женщины, потому что именно в ее обязанности входило зажигания субботних свечей; открытая книга или несколько корешков книг — могила раввина или автора религиозных произведений; гусиное перо — переписчика священных текстов; ножницы — портного; цепочка или другие украшения — ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука подающая милостыню указывали на щедрость покойного и тому подобное. Даже смерть указывалась определенными символами: разбитая посуда, надломленная свеча, перевернутый потухший светильник, рука, которая сломала ветку (только на надгробиях женщин). Количество плодов на ветвях указывает на число детей умершей, а на девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам. Изображение на надгробии звезды Давида (шестиконечной звезды) получило распространение на территории Российской империи лишь в самом конце XIX в. — начале XX века.
Конечно, такого разнообразия символов на мацева бердичевского кладбища мы не встретим. Но на большинстве из них в центральной части видим узор — символическое Дерево жизни. Достаточно часто Дерево жизни увенчано короной. Корона подчеркивает высокий общественный статус погребенного человека.
Лев также встречается на бердичевских мацевах. Объяснение здесь простое — в иудейской традиции именно это животное олицетворяет еврейский народ. Лев — символ колена Иегуды (все современные евреи происходят из колен Иегуды и Биньямин). Львы встречаются как сами собой (по одному или парами), так и в поединке с единорогом. Поединок льва с единорогом — очень распространенный сюжет в еврейском искусстве. В еврейской традиции поединок льва и единорога символизирует ожидание прихода Мошиаха — Мессии. А еще льва изображали на могилах людей, имевших имя Лейб (Лев).
Достаточно традиционным для старых еврейских надгробных памятников является изображение составленных особым образом рук. Это так называемое благословение коэнов, именно таким жестом они благословляли народ. Коэны — представители сословия жрецов в иудаизме из рода потомков Аарона. На многих могилах коэнов кроме рук можно увидеть также изображения колонн — как память о Храме в Иерусалиме, где служили их предки.
Мацев с изображением рук всего несколько на бердичевском кладбище.
Подсвечник также очень распространен на бердичевских мацевах. Преимущественно это пятисвечник, хотя встречается изображение подсвечников на три свечи. Подсвечник — древний символ еврейства и атрибут храма. Такое изображение подсвечника обычно украшает женские надгробия. Он является символом женского благочестия, поскольку в обязанности женщины входило зажигания свечей на Шаббат и праздники.
Ожидание прихода Мошиаха зашифровано на одном бердичевском надгробии, где изображен медведь с ветвями в лапах. Этот сюжет также известен в еврейском искусстве. Ветви сначала разъединяются, а затем соединяются над головой животного. Они символизируют разъединение, а затем объединение всех колен Израиля после прихода Мошиаха.
Медведей чаще всего изображали на надгробиях людей, которые носили имя Дов или Бер — то есть, Медведь.
На многих могилах можно видеть небольшие камешки. И хотя это всеобщий обычай, на самом деле это старинная еврейская традиция, которая восходит ко временам средневековья, а, возможно, и к более раннему периоду. Есть несколько объяснений этого обычая как на базовом уровне, так и на более эзотерическом.
Так, положив камешек на могильную плиту, мы выражаем уважение к умершему, показывая другим людям, что эту могилу недавно посетили. Увидев камешки, они поймут, что эту могилу часто посещают, и, заинтересовавшись тем, кто там похоронен, возможно, и сами ее посетят.
На более мистическом уровне Талмуд указывает, что чтение надписей на надгробиях может негативно повлиять на способность человека изучать Тору. Но как указывает раввин Соломон Муцафи, размещение камешка служит своего рода приглашением для искры души умершего спуститься и находиться у могилы в ходе визита (согласно этому объяснение, после окончания визита камешек убирают).
Анатолий Горобчук.
Качественные и неразвлекательные краеведческие исследования, работающие в интересах публики, требуют затрат и в принципе не могут быть прибыльными. Поэтому финансовая поддержка каждого из вас очень важна для нас. Обращаемся с просьбой осуществить пожертвование в поддержку нашего проекта.
Более подробно, как лучше сделать пожертвование, читайте здесь >>>
Если вы совершили пожертвование, сообщите, пожалуйста, на адрес agorobchuk1970@gmail.com Это необходимо для того, чтобы мы могли отчитаться перед вами, куда потрачены собранные средства.